![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Искусство социалистического реализма на протяжении нескольких десятилетий было фактически единственным официально разрешённым на территории СССР. Художественный язык и метод определялись государством, и это накладывало очевидные ограничения на развитие изобразительного искусства в нашей стране. В то же время, влияние любых художественных новаций, которые могли бы прийти с запада, было если не исключено, то сведено до минимума. Неудивительно, что после начала перестройки и особенно после развала СССР искусство социалистического реализма, как и многие другие символы советского образа жизни, было подвергнуто стремительному забвению. Художники, по инерции продолжавшие работать в привычной стилистике, оказались вне круга зрительского внимания, а их творчество вызывало исключительно отрицание у посетителей выставочных залов и первых частных галерей. Параллельно с этим на рубеже 1980-90-х гг. наблюдался массовый вывоз произведений советских художников из страны: представители частных галерей и аукционных домов из Европы и Америки с удивлением обнаружили, что на территории бывшего СССР развитие изобразительного искусства было фактически «законсервировано», что позволило ряду исследователей говорить об искусстве социалистического реализма, как об «основной реалистической школой живописи ХХ века» и сожалеть, что «благодаря политике холодной войны и близорукости западных критиков, сокровища советских художников того периода оставались скрытыми». В результате сложилась парадоксальная ситуация: творчество многих выдающихся художников советского периода оказалось вне исследовательского контекста на территории нашей страны: за последние десятилетия был осуществлен ряд исследований творчества отдельных крупных живописцев, но фундаментальных исследований этого феномена – ни искусствоведческих, ни философских – просто не существует.