ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе рассматривается вопрос о соотношении сфер эстетического и этического в произведениях основоположников русского символизма. В творчестве русских символистов сфера эстетического расширяется, возникает феномен панэстетизма. Так, Мережковский в трактате «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», утверждая, что в искусстве соединяются красота и нравственность (понимаемая как искренность художника), предвосхищает суждения Брюсова из его статьи «О искусстве», где, кроме того, провозглашается право художника на имморализм, как ранее в статье Мережковского о Флобере. Проблема «гений и злодейство» воплощается и в его романе «Леонардо да Винчи». Но если в случае с Мережковским речь идёт преимущественно о вариативности интерпретаций художественных произведений, то Брюсов (в письмах, устных высказываниях, литературном творчестве) декларирует множественность истин. При всех сходствах и различиях, показательно обращение к общим проблемам основоположников русского символизма с их представлениями о примате красоты над моралью и выдвижением на смену этическим постулатам эстетических оценок.