ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Изучение авторского сознания имеет важное значение для постижения идейно-художественного смысла произведения. Анализ особенностей авторского сознания в повести В.С. Маканина «Утрата» следует начинать с выявления своеобразия субъектно - объектных отношений автора и героев, которые проявляются в произведении при раскрытии образов.Формы выражения авторской позиции в повести «Утрата» разделяются на внесубъектные и отражающие субъективацию автора. Выбор внесубъектных форм выражения обусловлен изменением тональности повествования, связанным с подчас необъяснимым для читателя переходом от третьего лица к первому и столь же неожиданным возвращением к рассказу от третьего лица. Сюжетно-композиционная структура повести является одной из внесубъектных форм выражения авторского сознания. В такой временной композиции воплощается «идея четвертого измерения» Чарльз Говард Хинтона.Кроме временной композиции, интертекстстуальная стратегия построения сюжетной композиции воспринимается писателем как инструмент композиции в повести «Утрата». Что касается форм субъективации автора в тексте повести «Утрата», то следует подчеркнуть стремление Маканина выразить свои сокровенные размышления о месте человека в мироздании, о зыбкости его связей с прошлым, о необратимости экзистенциальных утрат.