ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Китай раньше подарил миру: бумагу, компас, порох и книгопечатание. Теперь Китай в лице своего лидера – Си Цзиньпина активно продвигает социальные инновации. Социальные инновации являются неотъемлемой частью социально-технологической системы нового мироустройства, которому посвящена 28 сентября 2015 года на общих дебатах Ассамблеи ООН 70-го созыва Си Цзиньпин выступил с речью, в которой подчеркнул важность создания международных отношений нового типа на основе сотрудничества и взаимного выигрыша с целью формирования сообщества с общей судьбой человечества. Он выдвинул пять предложений: создание равноправных отношений партнерства на основе консенсуса и взаимопонимания, создание справедливого, правильных взаимоотношений безопасного взаимодоступа, стремление к перспективе развития на основе открытости, инноваций, толерантности и взаимовыгоды, стимулирование гармонии с учетом различий и культурных обменов на этой, создание природной экологической системы на основе экологического развития. Это воспринимается дорожной картой Китая по пути создания в мире сообщества с общей судьбой человечества. «Один пояс, один путь» является концепцией совместного развития. Стержень концепции – экономическое развитие, создание сообщества с общей судьбой между Китаем и Азией, между Азией и другими районами путем интеграции в сферах политики, экономики и культуры. «Один пояс, один путь» должен охватить 26 стран и регионов Азии, общая численность населения в этих странах достигает 4,4 млрд человек, а предположительный экономический масштаб – 21 трлн долларов США. В одной лишь области инфраструктурного строительства, которая включает в себя строительство автодорог, железных дорог, портов, нефтепроводов, мостов, сети электропередач, трансляцию сигнала по оптическим кабелям, зарождаются огромные коммерческие возможности. АБИИ, совместно создаваемый разными странами, и китайский Фонд Шелкового пути направлены на предоставление финансовой поддержки, стимулирование интеграции экономики в АТР, особенно на активизацию стыковки инфраструктурных объектов и регионального сотрудничества. Таким образом, китайская стратегическая концепция «Один пояс, один путь» – это сила, которая позволяет странам Азии воплощать концепцию «взаимовыгоды и взаимовыигрыша». «Один пояс и один путь» открывает для Азии новое будущее и становится проводником в процессе становления сообщества с общей судьбой. Вопрос о роли духовного наследия в современной культуре Китая. Эта дискуссия основывается на двух важнейших аспектах: 1. Изменение конфуцианских культурных принципов, их современное понимание и актуализация; 2. Использование ряда принципов конфуцианства для проведения реформ. В дискуссии рождаются подходы к тому, что конфуцианские ценности, будучи скорректированными и дополненными, могут сыграть свою роль в создании современной мозаики внутренней и внешней политики Китая. Возникают необходимость в поиске мировоззренческой модели, которая бы могла содействовать гармонии отношений в мировом сообществе. Проект «Благосфера» можно рассматривать, как альтернативный вариант мировозренческой модели и как технологию для социотехнической системы будущего. В конфуцианстве, даосизме, буддизме китайское общество черпало основные гуманистические принципы, на основе которых осуществлялся процесс обогащения традиции, был возможен контроль над порядком, социальной устойчивостью, миром и согласием. Культура Китая – это культура, для которой основными составляющими являются гармония, согласие и единение, которые легли в основу идеологии и стали значимыми для этико-философских учений Китая. Конфуций присутствует в китайской культуре как великий философ, политический и педагогический авторитет. Созданное им учение считает главной ценностью человеколюбие, следовательно, успешность управления государство и народом заключается в добродетельности правителя. Конфуцианство основано на проявлении уважения к принципам «ли» («ритуал») и исполнении предписанных нравственно-этических норм, основой которых является сыновняя почтительность («сяо») и уважительное отношение к старшим по возрасту и по социальному положению. История современного Китая включает на современном этапе в качестве образца модель конфуцианских ценностей. Китай опирается на неё при решении проблем общественной жизни. Изменения, которым подверглись разные стороны общественной жизни Китая, имели в своей основе национальный принцип и приобретали характерный ему оттенок. Китайская история развития заключается не в слепом и бездумном копировании чужого опыта, а в том, что основываясь на опыте других, переосмысливая его и перенося на свою почву, китайцы создавали новые идеи на базе уже известных. Они часто просто адаптировали чужие идеи под свои нужды и потребности, пропуская их через призму традиционных представлений. Изменения произошли в экономической и общественной жизни Китая. Что касается политической сферы современного Китая, то не сегодняшний день государство позиционирует себя как орган, который реализует волю народа, отвечает за нравственность и порядок. При передаче власти новому руководству, обязательно обращают внимание на того, кто займёт пост руководителя. Играют роль его морально-нравственные качества. Только после тщательного изучения кандидатур на пост руководителя выбирается самый достойный. Считается, что по отношению к социальной сфере он будет руководствоваться принципами человеколюбивого управления, гуманностью, он осознает, что занял этот пост для того, чтобы служить народу.