ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с терминологией, включенной в название конференции ("лингвистический-языковой", "норма", "креативность-творчество" и "креативность-девиация"), а также ставится вопрос о правомерности употребления термина "лингвокреативность" для тех случаев, которые связаны не с лингвистикой как наукой и не с терминотворчеством, а с речевыми новообразованиями. Лингвистическому анализу подвергается материал СМИ (тексты письменные и устные), рассмотренный в двух аспектах: стилистическом (когда в публичную речь вторгается вульгарная лексика, нарушая ее стилистические нормы, можно говорить о "девиантном креативе") и семантическом, определяемым сдвигом в сочетаемости слов, являющемся маркёром либо нового значения (для предметных имен), либо неоконнотации (для имен абстрактных). Проведенное исследование показывает: а)во многих речевых новшествах текстов СМИ преобладают знаки не сугубо номинативной функции, а экспрессивные и б) тексты СМИ свидетельствуют о недружественном, враждебном поведении говорящих-пишущих, что способствует вульгаризации литературной речи. Пределы креативности задаются ответственностью и индивидуальным языковым вкусом, который может корреспондировать со вкусом эпохи, а может ему и противостоять, что тоже креативно.