ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Доклад посвящен случению святителя Тихона в период до 1917 г. Уже тогда он проявил себя как выдающийся церковный деятель. Будучи успешным православным проповедником, а также убежденным защитником традиционной российской государственности, будущий Патриарх проявлял замечательные человеческие качества. Еще в конце XIX в., в начале своего пастырского служения святитель стал активным миссионером. Неслучайно ему оказал покровительство архиепископ Варшавский Флавиан (Городецкий), назначивший архимандрита Тихона председателем Холмского братства, благочинным польских монастырей, а затем и представивший его к назначению епископом Люблинским. В эти годы молодой пастырь написал ряд статей, направленных в защиту монашеского аскетизма, против материалистического учения о человеке и толстовского учения о браке. Все они были объединены темой истинной сострадательной любви, противостоящей как распущенности, так и мизантропическому эгоизму. Позднее, исполняя служение в США епископом Алеутским, святитель не только успешно распространял православную веру, но и заявлял себя сторонником сохранения в России самодержавной власти. Придерживаясь консервативных взглядов, епископ Тихон выступал за активную роль Церкви в общественной жизни. В наиболее сложной ситуации он оказался на ярославской кафедре в 1907 г. Губерния была либерально настроена, губернаторы, наоборот, были консервативны, а владыке предстояло внести в местное общество, только что пережившее революционные потрясения, мир и согласие. Эта деятельность оказалась успешной. При этом святитель не отказывался от своих политических взглядов, он был избран почетным председателем ярославского отдела Союза русского народа (первым на всю Россию местным подразделением этой организации). Отдел отличала не только активность, но и демократичность состава: значительную часть членов составляли рабочие. Покидая Ярославль, святитель был удостоен со стороны городской думы званием почетного гражданина города, что стало единственным случаем в дореволюционной истории России. Те же человеческие качества владыка являл и на Виленской кафедре в период мировой войны – как до, так и после оккупации кафедрального града и вынужденной эвакуации в г. Дисну, на восточную окраину епархии. На всех поприщах своего служения святитель Тихон являл главную христианскую добродетель – любовь.