ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Название «Философский пароход», введенное в культурный дискурс в начале 90-х годов С. С. Хоружим, стало именем собственным для «исторической коллективной индивидуальности» (Л. П. Карсавин), которую составляют высланные из России в 1922 г. философы, ученые, писатели, более широко – представители интеллигенции. 1) Данное событие рассматривается в проблемном поле призванных или незваных всеблагими на пир собеседников, в роковые для России минуты, и охватывает почти вековой период: перед высылкой, в эмиграции, и возвращение «Философского парохода». Пир всеблагих и современные диалоги, такую трактовку предлагают С. Н. Булгаков и авторы сборника «Из глубины: Сборник статей о русской революции» (1921). Высылка оборвала свободный диалог, и пароход «Обербургомистр Хакен» увез не только лучшие умы, но «и саму свободу» (М. А. Абрамов) 2) Для большинства высылаемых эмиграция была невольной, и непринятой. Представлена позиция Л. П. Карсавина на эмиграцию как на необходимость телесно-духовной смерти: отрыв от тела родины (специфический быт) и культурной среды; дальнейшее возрождение в качестве другой личности в новом окружении. Такое перерождение не удается как самому Карсавину, так и большинству пассажиров парохода. Возникает историческая коллективная индивидуальность под названием «Философский пароход». 3) Высылка представителей ядра русской философии, в первую очередь религиозной, обрывает «соборную работу национального самоосмысления» (С. С. Хоружий), которая была начата славянофилами и западниками, подхвачена Вл. Соловьевым и продолжилась в эмиграции евразийцами. Эта работа осуществлялась не только евразийцамии: в эмиграции Н. А. Бердяев пишет «Смысл истории. Опыт философской и человеческой судьбы» (Берлин, 1923), «Новое Средневековье. Размышления о судьбе России и Европы» (Берлин, 1924), Л. П. Карсавин – «Философия истории» (Берлин, 1923), Ф. А. Степун – «Лик России и лицо русской революции» (Берн/Лейпциг, 1934), и др. Возвращение «Философского парохода» – возвращение свободы: противостояние мнений, возвращение призванных или незваных. С. С. Хоружий vs. Н. А. Дмитриева.