ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
На протяжении всего классического Средневековья латинская цивилизация в той или иной форме сталкивалась с необходимостью инкорпорировать мусульманское население в свою политическую систему. Для этого была разработана и применялась социальная стратегия, включавшая систему регулирования отношений с иноверцами, систему управления их общинами и политическую риторику, наиболее ярко и последовательно воплощенные в королевствах Пиренейского полуострова: Кастильском, Португальском и в землях Арагонской Короны.В раннее Новое время по мере утверждения новых политических порядков в объединенном королевстве Испания старая средневековая стратегия все больше превращалась в утопию, пока коллизия между средневековыми установками и модерными идеями не разрешилась изгнанием потомков мусульман из Испании в начале XVII столетия. В XV-XVI столетиях происходило переформорматирование всей структуры политической риторики. В результате этого процесса социальная стратегия, выработанная в Средневековье, потеряла опору — и в риторическом, и в интеллектуальном пространстве, и в культурной памяти эта стратегия превратилась в утопию — лишилась места. Интересно, что XX век вновь переосмыслил испанский средневековый опыт и присвоил ему статус утопии как недостижимого благого состояния общества: в середине XX столетия в исторической науке была сформулирована идея Convivencia, своего рода Андалусского рая, эпохи социальной и интеллектуальной конфессиональной толерантности, которая успешно просуществовала до начала XXI века.