ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Зачастую при обсуждении корреляционизма в контексте спекулятивного реализма, не всегда уточняется, какая трактовка корреляционизма имеется ввиду: в изводе Мейясу, Хармана или Брассье. Повод к смешению концептов корреляционизма дают и сами спекулятивные реалисты, порой заявляя, что используют это понятие конгруэнтным образом. Более того, среди спекулятивных реалистов можно встретить высказывания, что борьба с корреляционизмом, является «скрепой» их движения. В принципе, рассмотрение позиций трех представителей из четырех является вполне репрезентативным для направления в целом. Мой тезис состоит в том, что среди спекулятивных реалистов никогда не было единого понимания корреляционизма, что видно из философских программ представителей этого движения. Радикально отличаются не только интерпретации корреляционизма, но и способы борьбы с ним. Следствием чего является то, что представители спекулятивного реализма уличают друг друга в корреляционизме. В докладе будет раскрыто понятие «эпохи корреляции» Мейясу. Брассье считает корреляционистом Мейясу за то, что тот подчиняет бессубъектное бытие «интеллектуальной интуиции», ввиду чего восстанавливает корреляционизм. В свою очередь, Харман рассматривает мейясуистский проект как корреляционисткий за антропоцентризм. В целом, Брассье и Харман не считают верным полностью следовать логике корреляционизма, как это делает Мейясу; данный факт, по их мнению, свидетельствует об имплицитном корреляционизме самого Мейяу. Также будут установлены основные черты «философии привилегированного доступа» в трактовке Хармана. По мнению Мейясу, Харман является корреляционистом, поскольку, во-первых, не принимает аргумент «круга» и сохраняет дихотомию феноменального/ноуменального, во-вторых, нелегитимно распространяет человеческие свойства на все сущее. Брассье же считает Хармана корреляционистом, за то, что тот девальвирует значение естествознания и научной рациональности как инструментов опровержения корреляционизма. В выступлении будет раскрыта интерпретация «корреляционизма» у Брассье. Для Мейясу подход Брассье является корреляционистским, поскольку, подобно хармановскому, отвергает аргумент круга и восстанавливает дихотомию феноменальное/ноуменальное. Харман, в свою очередь, рассматривает Брассье как корреляциониста из-за того, что тот постулирует различные онтологические таксономии, самые заметные среди которых, - приоритет естественнонаучного дискурса и антропоцентризм. В заключении, еще раз будет подчеркнуто, что спекулятивные реалисты не едины как в интерпретации корреляционизма, так и в способах его ниспровержения.