ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
С учетом темпов развития искусственного интеллекта (далее ИИ) – в том числе его способности к обучению – не исключена возможность успешной реализации им имитации поведения человека. И хотя сейчас это звучит, скорее, как нечто технологически все еще сильно удаленное от настоящего, нет ничего, что говорило бы о принципиальной невозможности такого развития. В связи с этим автор хочет указать на все еще не решенную – если решение может быть в принципе – проблему знания о другом сознании. Для человека есть воспринимаемое и воображаемое, а первое в свою очередь имеет дело с опосредованным – миром – или непосредственным – время. Это непосредственно воспринимаемое и есть сознание, длящееся настоящее, Я. Однако других – или даже другое – человек воспринимает лишь опосредованно, а о наличии сознания в другом он может лишь предполагать благодаря воображанию о чем-то как об обладающем сознанием, временем. Это подтверждают и идеи Чалмерса, приводящие нас по пути аргумента зомби к панпсихизму – предположению о наличие сознания у всего. Об этом писал и Хайдеггер, указывая на «открытость», которая необходима для со-бытия с другим. Как мы знаем, человек может быть «открыт» не только человеку, но и, например, животному или, можно продолжить, всему. Поэтому совершенствование ИИ до момента, когда, воспринимая его, мы сможем воображать о наличии в нем сознания, может заключать в себе уже не только гносеологическую, но и этическую проблему до тех пор, пока у нас нет возможности удостовериться в отсутствии или – в лучшем случае – наличии сознания у чего-либо.