ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе мы отталкиваемся от двух предпосылок: (1) поэтический язык отличен от обычного повышенной формальной усложнённостью и повышенной информативностью (в концепции В.Б. Шкловского, Р.О. Якобсона, М.Л. Гаспарова, Ю.М. Лотмана); (2) cвязь формальной усложнённости с повышенной семантической ёмкостью достигается благодаря организации внимания читателя – за счёт поэтической формы. Визуальная поэзия – отдельный подвид поэзии со специфической формальной организацией; анализируемый материал – поэмы-карты, поэмы-конструкции В. Каменского («железобетонные поэмы»). Внимание читателя в таких текстах функционирует как «прожектор»: читатель обрабатывает нескольких разных стимулов одновременно, усиляя одни стимулы и затемняя другие. Эти операции направляют формализованные в тексте единицы фокусировки внимания – аттракторы (П.Стоквелл), их роль принимают графико-языковые элементы, обычно при чтении такой роли не играющие, именно: буквы, фрагменты слова, зримые композиции из нескольких слов. Благодаря аттракторам в визуальных стихах Каменского, читатель выделяет признаки предметов из разных концептуальных полей и объединяют эти признаки в новое концептуальное поле.