ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
«Северная симфония» отразила всё многообразие и противоречивость ранних художественных исканий Андрея Белого. Произведение традиционно рассматривается как аналог «симфонической» формы в музыке, созданный на базе языка и соединивший в себе эмоционально-образное восприятие музыки, её философское осмысление, а также орнаментальную технику. Анализ неопубликованных комментариев Андрея Белого к статьям «Смысл искусства», «Лирика и эксперимент», «Опыт характеристики русского четырёхстопного ямба» позволяет говорить о сознательных попытках писателя создать некий универсальный «код», соединяющий языковое и музыкальное начала. «Симфония» становится первым материалом, на котором Белый (с высокой долей интуитивного, не до конца осознанного подбора) воплощает некоторые аспекты своих более поздних теоретических разработок, таких как закон несовпадения ритма и метра, ритмический лейтмотив, эксперименты в области звукописи и интонации. Основные литературоведческие концепции Белого в ранних произведениях писателя неотделимы от музыки и фактически становятся результатом попыток создания универсального «кода», объединяющего язык и музыку. Несмотря на то, что Андрей Белый вскоре признаёт невозможность создания «симфонии в слове» совмещение музыкальной теории с греческим стихосложением, фонетики с математикой становится базой, на которой позже строится ритмизованная проза писателя. Невозможность объединить слово и музыку побуждает Белого углубиться в теоретические исследования фонетики и музыки, следствием чего становится критический пересмотр большинства идей, которые ранее воспринимались писателем как действенный метод синтеза языкового и музыкального кодов.