ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Повесть Дж. Лондона «Джон Ячменное Зерно» (1913) может быть вписана в контекст англо-американской трезвеннической литературы, так как содержит в себе топику, сложившуюся внутри этой традиции. Однако произведение Лондона отличает ряд новаторских черт. Большое количе- ство исследователей занимается классификацией трезвеннической лите- ратуры, изучением социологической стороны вопроса. Во многих из на- учных работ упоминается повесть Лондона, но ее нельзя назвать кано- ничным образцом этого жанра. Отдельных работ, посвященных разбору повести в данном контексте, нет; мной были использованы в том числе монографии Дж.DКраули «Белая логика. Алкоголизм и гендер в американ- ской модернистской литературе» (1997) и П.D Яннела «Американская ли- тература в контексте с 1865 по 1929» (2010). Пик литературной полемики в США, связанной с«Движением за трезвость», приходится на 1835— 1860D гг., когда оформляется большинство жанровых форм литературы этого движения: публицистические статьи в периодических изданиях, драматические произведения — У. Смит «Пьяница» (1844), небольшие новеллы о вреде пьянства («cautionary novel») — Т. Артур «Десять ночей в баре» (1854), романы и рассказы литературного «ответвления» «Dark Temperance» — У. Уитмен «Франклин Эванс» (1842), Э. По «Черный кот» (1843), «Бочонок Амольтиньядо» (1846). Немаловажную роль в пропаган- де играли также постеры и плакаты. Идеологическая основа борьбы за 108 трезвость сначала сформировалась в Америке, из-за этого в Англии не сложилось такой четкой системы жанров. Тема алкоголизма была сопут- ствующей в общем массиве популярной назидательной литературы. Тем не менее жанр «cautionary novel» присутствовал и здесь: повести Б. Эд- вардса «Опыт Рейчел Нобел» (1884), А. Паул «Что происходит в моем приходе» (1872), Э. Вууд «Дом Денсберри» (1860). Лондон пользуется идеями, уже известными в традиции трезвенниче- ской пропаганды: основная причина излишнего употребления алкого- ля — доступность; знакомство с ним ведет к смерти; он извращает мораль, толкает человека к преступлению. В повести прослеживается связь и с литературной традицией, сам образ персонажа Джона Ячменное Зерно, один из главных в этой повести, был взят из одноименной баллады Роберта Бернса, аллегорически описывающей производство шотландского виски из ячменя. Новаторство повести заклю- чается в модернизации механизма пропаганды: в духе времени Лондон отказывается от прямого дидактизма, заменяет традиционные отсылки к тексту Библии аргументацией, опирающейся на теорию Дарвина, психоа- нализ, и использует соответствующую лексику. Образ Джона Ячменное Зерно амбивалентен: в тексте повести присутствует не только осуждение, но и апологетика алкоголя, что было невозможно в традиционной трез- веннической литературе.