ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе были рассмотрены параллели в композиционной организации заговоров «Атхарваведы» и древнеирландского «Заклинания Амергина» с новолатинскими и древнегерманскими европейскими поэтическими заговорами IX века. Основное внимание было уделено взаимосвязи доминирующих приемов риторики со способом мировидения (на примере восприятия процесса лечения и объекта лечебного заговора). Выявлено: древнеиндийские анафорические композиции, которые были призваны выразить многоцелевую направленность процесса лечения, попали в европейские образцы заговоров, но обессмыслились и постепенно исчезли, а композиции с единственным анадиплосом, воплощавшие аналогию желаемого хода и результата лечения человека с некими запараллеленными процессами в животно-растительном мире, успешно перешли в европейский средневековый фольклор. Этот последний переход, по-видимому, помог унаследованию уже из нового, древнеирландского источника иного типа риторической композиции - композиции, основанной на цепи последовательно возникающих в ходе заговора анадиплосов. Подобная цепь в новолатинских, древневерхненемецких и древнесаксонских заговорах отражала уже не восприятие причины недуга как многовидного явления, а восприятие самого процесса лечения как процесса многочастного, а телесного поля его применения — как многослойного. Это характерно для большинства европейских заговоров указанного века.