ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Интернет-общение приводит к появлению письменной формы разговорной речи, особенности которой размывают традиционные представления о норме, в том числе в правописании и пунктуации. Теперь требуемый уровень грамотности может быть разным. Идея о дифференцированной шкале, примененная к практической грамотности, позволяет не требовать элитарного уровня мастерства как единственно допустимого во всех случаях. Абсолютная грамотность «врожденной» не бывает, и среднестатистическому образованному носителю языка она не свойственна: это уровень профессиональных навыков. Мысль об умении переключаться с одного текстового пространства на другое без привнесения «чужих» особенностей в «свое» поле — базовое требование для создания адекватных поставленной задаче письменных текстов. Отсутствие запятых в личном чате и в новостном обзоре политической ситуации расценивается по-разному. Многомиллионная, ограниченная или сугубо личная адресованность текста вносит коррективы в особенности создания печатного контента, равно как и факт соответствия текста требующемуся жанру. Серьезная информация, претендующая на самый широкий охват аудитории, должна быть напечатана без ошибок. Оценка собственных возможностей следовать элитарному типу грамотности заставляет либо справляться с задачей самому, либо обращаться к корректорам и редакторам, но не вывешивать текст сомнительного качества в сеть. Ключевые слова: практическая грамотность, орфография, пунктуация, письменная форма разговорной / книжной речи, дифференциация нормы