ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Научное сознание (и мышление) как вторичная по отношению к обыденному сознанию мыслительная сфера наследует все его атрибуты с непременным дополнением: научное понятие, представляющее собой не что иное, как логическую модель интенционального объекта, отображает существенные, т.е. адекватные в рамках определенной научной парадигмы, параметры объекта-оригинала. Спор о месте метафизики в науке и о соотношении рационального и иррационального в научном познании давний. Однако без абстрактных, метафизических понятий научная теория построена быть не может. А абстрактные феномены не могут существовать в сознании вне их "наглядности", которая представляет собой результат уподобления абстракций эмпирически постигаемым предметам опыта личности. Механизм метафорического мышления как способа дологического когнитивного постижения объекта достаточно прост: это проекция неизвестного, непонятного, невидимого на «картинную плоскость» - на мир более понятных и более известных предметов. Абстрактные феномены умопостигаемого мира и в обыденном, и в научном типах сознания проецируются на предметы опыта личности и/или научного направления. Они когнитивно им подчинены, что не может не проявиться в их оречевлении. А поскольку собственно научных глаголов и прилагательных мало, постольку недостающее черпается из общеизвестного языка. Открытым остается вопрос о мотивации сочетаемости термина с общеизвестными «ненаучными» предикатами. Холистический подход к научному объекту представляется фундаментом, на котором возводится здание логической аргументации. И смена научных парадигм прочно стоит на смене базовых представлений о научном объекте, на смене, как считают британские науковеды, «базисных бессознательных представлений», иррациональных по своей природе и определяющих сферу продуктивной, эвристически значимой научной мифологии.