![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Если и стоит говорить об этике, то делать это нужно, исходя из того, что представляется человеку неудовольствием с необходимостью. Такой подход позволяет избежать контекстуальной зависимости обсуждаемых этических положений. Или, иными словами, этика становится в таком случае именно этикой, а не культурой, которая, хотя и будучи создана человеком, может становиться положенным во вне определяющим человека и в сфере того, что он считает (не)должным, превращая это в «дело вкуса». При этом, упомянутое неудовольствие связано с воображаемым, так как в воспринимаемом никакой этики нет. О способности же воспринимать во времени и, тем более, воображать мы можем знать потому, что человек с этими способностями дан нам непосредственно. Мир же, частью которого являются, например, ИИ или животные, по отношению к которым сегодня часто говорят об этике, дан человеку опосредованно им же самим, не от первого лица. Так, в отношении последних разговор об этическом становится неизбежно предположением, и руководствоваться при выборе поведения человека с животными следует иными соображениями. В случае с ИИ релевантно говорить, скорее, об инструкции, которая указывала бы на то, как следует и не следует развивать его, чтобы в том числе избежать возникновения еще одной области, где так хотелось бы говорить об этике и где делать этого, строго говоря, нельзя. Так, граница этики вообще и пролегает между непосредственно и опосредованно данным.