ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Обучение музыкантов-исполнителей предполагает необходимость учета специфики этой профессии, в основе которой лежит способность к сенсомоторной интеграции (СМИ) - взаимокоординации сенсорных и моторных компонентов системы регуляции движений на основе механизма обратной связи (Бернштейн, 1966; Анохин, 1975). Для достижения успеха в музыкально-исполнительской деятельности важно овладение навыками управления или оптимизации движений не требующих избыточной активации нейронально-мышечных ресурсов (Бернштейн, 1922). В последнее время компьютерные нейротехнологии биоуправления, позволяющие тренировать оптимально-необходимый паттерн движения и СМИ с помощью предоставления информации о состоянии нейрональной и мышечной активации в виде аудио или визуального сигнала, приобретает все большее прикладное значение в коррекции двигательных нарушений, а также в профессиях, связанных с необходимостью достижения СМИ. Однако до настоящего времени использование этой технологии в музыкально-педагогической деятельности ограничено. Для выяснения эффективности использования биуправления в педагогической практике обучения музыкантов мы сравнили успешность обучения музыкально-исполнительскому движению с использованием внутренней (от самого обучающегося), внешней (от учителя) и адаптивной биологической обратной связи (БОС). С этой целью в настоящем перекрестном контролируемом рандомизированном многоцентровом исследовании, у 57 студентов музыкантов, до и после занятий с использованием внутренней, внешней или биологической обратной связи проводилась повторная регистрация психологических и электрофизиологических показателей оптимальности исполнительского движения в сопоставлении с рейтингом музыкального исполнения. Сравнения показали, что успешность занятия была наибольшей при использовании биоуправления и зависела от наследственно обусловленного частотного профиля генерации альфа волн мозга. Работа выполнена за счет средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований (тема №АААА-А21-121011990039-2) при частичной поддержке РФФИ (проекты № 19-013-00317а и № 20-113-50129).