![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Раковины моллюсков отличаются огромным разнообразием форм. Античные авторы это тоже заметили – именно в морских раковинах «чрезвычайно многообразно проявилась игра природы — столько разных окрасок, столько разных по форме раковин» (Plin. NH IX.103). Раковины, помимо широкого практического применения, стали и распространенным образом античного искусства за счет упомянутого пластического и визуального разнообразия, ассоциативной активности, а также «интригующего» аспекта чего-то, скрытого внутри внешней оболочки. Они (в первую очередь двустворчатый морской гребешок) ассоциировались с Афродитой Анадиоменой, изображались как атрибут ее рождения – например, в позднеклассической вазописи и на помпеянских фресках. Образ популярен и в эллинистической мелкой пластике. Особое внимание заслуживают сосуды, в которых творчески соединяется сам объем сосуда и идея раковины как вместилища. Это и пластические арибаллы (начиная с эпохи архаики), и другие виды ваз (иногда с включением миниатюрной скульптурной группы, например, с упомянутым уже рождением Афродиты), а также многочисленные керамические и металлические двустворчатые пиксиды. Уникальное место занимают в этом ряду мраморные раковины, вырезанные из одного куска камня, подражающие сложной форме «пеликаньей ноги». В докладе предлагается рассмотреть, как используется мотив раковины древними мастерами, как природная форма интерпретируется и обыгрывается в произведениях искусства. В первую очередь акцент будет сделан на объемных трактовках природного мотива в произведениях керамики, торевтики, мелкой пластики.