ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Проблема исследования. Стратегия модернизации образования на современном этапе, требования общества к уровню сформированности математической культуры обучающихся средней школы, предполагающие формирование мировоззрения личности выпускника предопределили трансформацию современного российского образования. Современное образование направлено на развитие внутренней личностной культуры выпускника. Важное значение приобретает необходимость соотнесения результатов процесса обучения с понятием «культура», в частности, феноменом диалога культур [1, 3, 4]. Конвергенция естественно-математического и гуманитарного образования учащихся посредством идеи диалога культур становится одним из приоритетных направлений образовательной деятельности в средней школе, обеспечивая непрерывное становление мировоззрения выпускника, его готовность к непрерывному самообразованию [2]. Диалог культур гуманитарного и математического основного общего образования предполагает создание образовательной среды, моделирующей диалогово-культурные контексты, позволяющие старшеклассникам понять единство, универсальность математики через интеграцию естественнонаучного и гуманитарного знания [5]. Исходя из вышесказанного целью работы является: теоретическое обоснование и практическое создание определенной логики построения образовательной среды, моделирующей диалогово-культурные констексты, позволяющие старшеклассникам понять единство, универсальность математики через интеграцию естественнонаучного и гуманитарного знания. В работе представлено теоретическое обоснование категории «математическая культура» и экспериментальное доказательство необходимости создания образовательной диалогово-культурной среды, разработанной с учетом феномена диалога культур, на основе исследования Института образования и социальных наук Псковского государственного университета и средних школ г. Пскова. Методы исследования: методы теоретического анализа, обобщения, интерпретации научной литературы по проблеме исследования. В качестве эмпирических методов использованы: анкетирование, наблюдение (поисковое, стандартизированное), педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие студенты Института образования и социальных наук Псковского государственного университета и учителя математики средних школ г. Пскова. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1) в настоящее время назрела необходимость переосмысление целей, задач, содержания, технологий школьного курса математики с учетом изменений, происходящих в современном обществе. В современном образовательном пространстве формирование математической культуры школьников становится одной из важнейших задач как математического, так и общекультурного образования школьников; 2) культурологический, субъектно-деятельностный и системный подходы к анализу проблемы формирования математической культуры учащихся приводят к необходимости создания образовательной диалогово-культурной среды по формированию у выпускника средней школы математической культуры при систематизации школьного курса математики; 3) предложенная в данном исследовании совокупность дидактических условий формирования математической культуры школьников, разработанное на ее основе предметное и методическое содержание курса «Математика и музыка» способствует формированию математической культуры выпускника средней школы. Результаты исследования могут быть использованы педагогам-практикам в создании диалогово-культурной образовательной среды, обеспечивающей развитие математической культуры выпускников средней школы.