ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе представлен сравнительный анализ, с одной стороны, идей Э.В. Ильенкова о воспитании человеческой чувственности посредством искусства и, с другой, некоторых родственных им положений культурно-деятельностной психологии, раскрывающих искусство как «общественную технику чувств» (Л.С. Выготский) и «средство трансляции смыслов» (А.Н. Леонтьев). Используя как опубликованные работы перечисленных авторов, так и архивные материалы (в частности, стенограммы дискуссии 1948 года по книге А.Н. Леонтьева «Очерк развития психики», вышедшей в свет на год раньше), автор доклада обсуждает проблему роли искусства (мировой художественной культуры) в воспитании «развитой и осмысленной человеческой чувственности», которая, согласно Э.В. Ильенкову (2011), невозможна без мышления в понятиях, равно как и наоборот. В школе А.Н. Леонтьева развивается аналогичная мысль о том, что подлинное искусство, в отличие от «квазихудожественных коммерческих суррогатов», соотносится не с эмоциями как таковыми, а с личностными смыслами, которые не сводимы ни к интеллектуальной, ни к эмоциональной сферам (Леонтьев Д.А., 1998). Однако, согласно Л.С. Выготскому, само осмысленное восприятие произведений искусства, в свою очередь, требует уже «подготовленного» зрителя или читателя, что позволяет поставить вопрос о возможности иных способов воспитания «чувственности» (иначе говоря, форм трансляции и присвоения смыслов, в том числе высших). А поскольку смысл, согласно представителям школы А.Н. Леонтьева, – это «след» деятельности с предметами в виде отношения к ним (Артемьева, 1987), то совершенно очевидно, что трансляция и присвоение смыслов происходят и в других формах деятельности субъекта, в частности, в сюжетно-ролевых играх дошкольников, а также и главным образом в практической коллективной деятельности детей и взрослых. В связи с этим в докладе затрагивается проблема обучения и воспитания в школе, которая стала одной из самых обсуждаемых тем в дискуссии 1948 года в контексте уже возникшей к тому времени в работах А.Н. Леонтьева известной концепции структуры сознания. В отличие от его критиков, считавших, что смысл порождается общественно фиксированными значениями, т.е. знаниями, получаемыми, например, на школьных уроках, Леонтьев, напротив, настаивал на том, что смысл порождается не «значением», а прямо и непосредственно жизнью, жизненными отношениями субъекта. Вопреки расхожим сентенциям о том, что учитель, преподавая, одновременно и воспитывает, А.Н. Леонтьев утверждал в ходе дискуссии, что без знаний нельзя воспитывать человека, но для того, чтобы они стали «действенными», требуется «почва» в виде реальных жизненных отношений. Это особенно относится к знаниям, получаемым на уроках истории и литературы, которые – в контексте реальной жизни человека в конкретных исторических условиях – могут приобрести для него совершенно посторонний, а иногда и противоположный их содержанию смысл. И тогда человек, к примеру, будет на словах проповедовать великие идеи, а в своей повседневной жизни фактически поступать по совсем иным принципам (Леонтьев А.Н., 1948). Впоследствии в культурно-деятельностной психологии было неоднократно эмпирически доказано, что особенности сложившейся у человека ценностно-смысловой организации самым прямым образом влияют и на процессы художественного восприятия: собственная система личностных ценностей может служить серьезным препятствием для адекватного понимания смыслов произведения искусства, если последнее построено в рамках иной ценностной системы координат (Леонтьев Д.А., 1998). А для изменения ценностей человека недостаточно эстетической деятельности как таковой, требуется радикальное преобразование жизненных отношений субъекта. Только в этом случае эстетическое воспитание, «сверхзадачей» которого является построение у человека умения адекватно распредмечивать заданные в произведениях подлинного искусства обобщенные смыслы и делать их своим личным достоянием (Леонтьев А.Н., 1991), может поспособствовать «превращению индивидуума <...> из “винтика” механизма общественной жизни – в самодеятельного субъекта исторического действия» (Ильенков, 2011, с. 92). Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта 20-18-00028 «Культурно-историческая психология в архивах ее творцов».