ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Второе десятилетие нынешнего века пришлось на период стагнации, в регионе наблюдались самые низкие темпы роста за последние 40 лет. Стремление правительств к оздоровлению экономики за счет сокращения бюджетного дефицита привело к усилению социальной поляризации и росту бедности. Экономический застой осложнил ситуацию на рынке рабочей силы. Ухудшение социальной ситуации вызвало снижение качества демократии и рост недоверия к политическим институтам как таковым. Новым явлением на рубеже десятилетий стали массовые социальные протесты, которые охватили как сравнительно успешные в экономическом плане страны, так и государства, переживающие глубокий кризис. Избирательные процессы проходили на фоне пандемии, которой Латинская Америка пострадала в большей степени по сравнению с другими регионами мира. В результате на рубеже десятилетий в большинстве случаев избиратели отказали в доверии действовавшим главам государств и проправительственным партиям и проголосовали за оппозиционных кандидатов. Электоральные процессы привели к переформатированию политического ландшафта наметившаяся ранее эволюция левых и правых в сторону центра затормозилась, резко усилилась поляризация политических сил. Новой расстановке политических сил способствовал целый ряд субъективных и объективных факторов: падение цен на товары традиционного экспорта и сбои субсидиарной модели развития; чрезмерная бюрократизация государственного сектора; коррупционные скандалы; криминализация общества, рост наркотрафика и насилия; завышенные требования и рост недовольства средних слоев; усиление авторитарных тенденций и стремление леворадикальных лидеров продлить свои полномочия; недовольство консервативного сегмента общества либерализацией употребления наркотиков и отказом от традиционных семейных ценностей; беспрецедентное внешнее давление на левые режимы и т.д. Перегруппировка политических сил непосредственным образом отразились на субрегиональной и региональной экономической и политической интеграции. Неразрешенность системного кризиса в Венесуэле, экономические трудности, переживаемые Кубой, смена политического курса в Эквадоре и непризнание итогов всеобщих выборов в Никарагуа мировым сообществом резко снизили влияние и возможности Боливарианского альянса для народов нашей Америки (ALBA). Политические разногласия между Аргентиной и Бразилией затрудняют выработку единой позиции в Южноамериканском общем рынке (MERCOSUR). Приход к власти в Мексике левоцентристского правительства создает определенные проблемы в функционировании Тихоокеанского альянса, в котором преобладают правоцентристы. Ослабление ALBA и разногласия в MERCOSUR привели к кризису и фактическому распаду Союза южноамериканских наций (UNASUR). Созданный на его руинах Форум ради прогресса Южной Америки (PROSUR) также не оправдал возлагаемых надежд и органичивается решением текущих проблем. Благодаря усилиям мексиканского правительства удалось реанимировать деятельность Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), однако из-за политических разногласия стран-участниц выработка единой позиции по ключевым вопросам нереальна. Репрезентативность этого объединения снизилась после выхода из него Бразилии. Организация американских государств (ОАГ) продолжает оставаться крайне политизированной, а принятые ей решения не признаются сторонниками либо противниками противоборствующих сторон. В результате Латинская Америка перестала быть единством в разнообразии и в ближайшей перспективе утратила возможность превратиться в самостоятельный полюс силы.