![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В докладе предпринята попытка показать рецепцию С.Л. Франком идей английского писателя и христианского апологета Г.К. Честертона. К рассмотрению предлагается три направления такой рецепции: (1) прямые цитаты из Честертона в трудах Франка; (2) воспроизведение Франком честертоновских ходов мысли без отсылки к английскому писателю; (3) общее совпадение интуиций двух мыслителей, где речи о заимствовании не идет. До сих пор в научной литературе о Франке фиксировались мотивы, относящиеся преимущественно к первому направлению. Основным источником заимствований для Франка является трактат Г.К. Честертона «Ортодоксия». В докладе анализируется рецепция Франком честертоновского концепта «здравый смысл» в таких работах как «С нами Бог» и «Религия и наука»: оба мыслителя настаивают, что именно религиозное мировоззрение, признающее как видимый, так и невидимый слои бытия, являет собой «здравый смысл», в то время как материалистическое мировоззрение есть результат редукции, «сужения духовного горизонта». Такое «сужение» Честертон описывает как мировоззрение «сумасшедшего»: «наиболее явный признак безумия — сочетание исчерпывающей логики с духовной узостью». Представления о мире, по которым реальность сужается до эмпирической действительности, Франк так же характеризует через метафору безумия — уже без отсылок к Честертону — в работах «Непостижимое» и «Реальность и человек». Построения Франка и Честертона сближаются — как общее совпадение интуиций, где речи о заимствовании не идет — в акцентировании бытийственности мира («почему мир реален?») и человека («почему я есть?»), а так же в теме об абсолютном идеале как условии социального прогресса: к этой теме Франк обращается в работе «Крушение кумиров», где упоминается Честертон. Имя английского апологета возникает в трудах Франка в эмигрантский период жизни, когда религиозная тематика приобретает для русского философа всё большее значение. Привлечение аргументативных ходов Честертона главным образом имеет место в текстах, где Франк сам обращается к философско-апологетической проблематике («Крушение кумиров», «Религия и наука», «С нами Бог»), но так же может быть прослежено и в ключевых метафизических работах Франка («Непостижимое», «Реальность и человек»).