![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В докладе предпринята попытка рассмотреть эстетические работы русского философа В.Н. Ильина (1891–1974) как философско-апологетические сочинения. Философская система Ильина, которую сам мыслитель назвал «общей морфологией», строится на категориях «формы», «образа», «иконы» как ключевых элементах, в силу чего имеет явно выраженное эстетическое измерение. Общие метафизические принципы, изложенные Ильиным в неиздававшихся при его жизни теоретико-философских трудах, нашли воплощение в его публицистике — в работах по эстетике и литургике. Форма, по Ильину, есть то, через что невидимая усия (сущность) вещи «манифестирует» себя на поверхности — явление невидимого в видимом образе. Иллюстрацией этого принципа для Ильина оказывается иконопись. Свою морфологическую систему Ильин называет так же «материологизмом» — учением о Логосе, проницающем материю. Через эту призму Ильин рассматривает феномен колокольного звона, чье «метафизическое задание» состоит в «одухотворении неорганической материи», металла. Важной составляющей морфологии у Ильина выступает метафизика света: свет есть то, что впервые дает возможность различать формы, и является условием красоты и восприятия прекрасного. Апелляция к красоте — как к тому, что воспринимается непосредственно во внутреннем опыте и выводит мысль за пределы отвлеченных логических построений, — входит, по Ильину, в состав онтологического аргумента бытия Божьего. Он не только содержит в себе логически необходимое умозаключение о бытии Бога как Абсолюта, но так же в качестве условия содержит в себе «факт и акт» личного религиозного опыта человека — опыта непосредственного восприятия божественной реальности в молитве и в богослужении, что в свою очередь связано с восприятием красоты литургических форм, с культом как явлением Абсолютного в относительном. Этим обусловлена та значимость, какую имеют работы по эстетике и литургике в творчестве Ильина-апологета.