ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Одной из мер Правительства России по реализации «инфраструктурного меню» является предоставление бюджетных инфраструктурных кредитов субъектам РФ в объеме 500 млрд рублей на период до 2029 года. Эта мера – одна из немногих возможностей для регионов реализации инициатив, не запланированных в рамках национальных проектов или федеральных программ. В исследовании проведён анализ принципа распределения бюджетных инфраструктурных кредитов, краткосрочных последствий от их реализации для расходов и уровня долговой нагрузки региональных бюджетов. Выявлено, что механизмы распределения финансовых средств в рамках данного инструмента не учитывают социально-экономические проблемы регионов. Распределение лимитов по бюджетным инфраструктурным кредитам произошло пропорционально доле субъекта РФ в численности населения страны, и не согласуется с реальной потребностью в реализации конкретных проектов. В результате приоритет поддержки получают регионы, где уже сконцентрированы население и инфраструктура, а не те территории, где есть дополнительные потребности в инфраструктурном обеспечении для ускорения экономического роста или снятия узких мест. Наибольший эффект могут получить крупные среднеразвитые и депрессивные регионы, у которых ранее не хватало бюджетных ресурсов на развитие инфраструктуры (например, Воронежская область, Алтайский край, Кузбасс, Ростовская область и др.). На фоне ускоренного роста региональных расходов на реализацию национальных проектов, а также ожидаемых негативных последствий для региональных бюджетов событий начала 2022 года (рост дефицита при ограничении возможностей заимствований), рост долговой нагрузки из-за получения средств через этот механизм создает большие риски устойчивости региональных бюджетов.