ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Наряду с социальным заказом государства, научно-общественное сообщество определяет алгоритм педагогического конструирования патриотического воспитания в системе образования и он должен отражать Русскую (Российскую) национальную идею – это и: национальная доктрина образования – концепция патриотического воспитания в конкретном образовательно-воспитательном пространстве – целевая программа – механизм реализации – план – сценарий – деятельность – диагностика – коррекция программы деятельности. Целью патриотического воспитания мы рассматриваем процесс формирования жизнеспособной личности Гражданина, Человека Культуры, Веры и Созидания, смыслом жизни для которой являются служение Отечеству и Человечеству. Основой содержания патриотического воспитания являются как общечеловеческие, так и национальные ценности. Этому подходу близка известная мысль В.С.Соловьева о двух родителях, двух воспитателях каждого человека – отечестве и человечестве. Единственно правильным является установление в образовании разумного сочетания отечественной и всемирной истории, являющихся двумя великими предками каждого человека. Известно, что В.С.Соловьев призывал учиться у Западной Европы, но не терять достоинств русского православного образования. Н.Я.Данилевский, автор «России и Европы» - основоположник цивилизационного подхода, напротив, считал, что у России свой путь. Каждый культурно-исторический тип, по мнению великого русского философа Н.Я. Данилевского (200-летие со дня рождения в 2022г.), имеет по видам деятельности различные основы, их четыре: религиозная, культурная, политическая, общественно-политическая. Подавляющее большинство цивилизаций являются созидательными в одной или нескольких областях, где они добились высот. Развивающемуся, качественно новому славянскому культурно-историческому типу Данилевский предсказал все четыре основы, считая славянский тип самым перспективным и наиболее сильно выраженным в русском народе. В русском народе, по мнению Данилевского, воплощена мессианская идея возрождения культуры. «Удел России — удел счастливый: для увеличения своего могущества ей приходится не покорять, не угнетать, как всем представителям.., жившим доселе на нашей земле,… — а освобождать и восстановлять»[3] Развивая акцентно-содержательную сущность патриотизма, мы определяем патриотизм как системное качество личности, включающее в себя: социально-психологические чувства, идеологию, морально-нравственные установки, духовные ценности, этническую идентичность, деятельностное служение Родине, Отечеству (вектор патриотического поведения), а патриотическое воспитание рассматриваем как одно из наиболее приоритетных направлений работы образовательных учреждений всех типов и уровней, особенно общей (средней) школы. Это обстоятельство актуализирует концептуальную ценностно-ориентационную, интегративную, информационно-оценочную, регулятивно-технологическую функции воспитания патриотизма. Вполне естественно, что в данный процесс интеграции включается научное сообщество, власть, культура и бизнес, имеющий свои собственные интересы.