ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
На материале подробного анализа текста письма придворного астролога Иштар-шуму-эреша - ассирийскому царю Асархаддону (ABL 519 = LAS 13) анализируются аспекты выработки астрологического и иного прогнозирования внешней и внутренней политики государства, особенно, когда встаёт вопрос об одолении главного геополитического противника Ассирийской империи - фараонского Египта. Перевод с аккадского языка на русский делается впервые. История вопроса: перед своими египетскими походами 673 г. (провальный) и 671 г. (победоносный) или в промежутке между ними Асархаддон делал “запросы” богу-оракулу Шамашу, испрашивая о возможности вести войну против египетской армии в окрестностях Ашкелона. Но в историографии Асархаддона и его египетских походов практически не уделялось внимания оценке прогнозов астрологического характера, которые нашли отражение в переписке ассирийского Верховного Писаря и Мастера (ummānu) Иштар-шуму-эреша с ассирийским царём, в частности, в достаточно хорошо сохранившемся тексте анализируемого письма. Из текста данного письма становится очевидным, что Иштар-шуму-эреш апеллирует не к известным нам астрологическим сериям т.н. канона типа Enūma Anu Enlil, а к так называемой неканонической устной традиции Мастеров (ša pî ummāni, букв. «из уст Мастеров», Rs.2). Относительно стилистики письма, Иштар-шуму-эреш отчётливо вносит в эпистолярный жанр элементы профессионального письменного языка предсказательного жанра. В данном докладе не преследовалась цель реабилитировать мунданную астрологию как науку, здесь предпринята попытка показать политическую и военную деятельность Асархаддона во взаимодействии с аналитической астрологией. Понимание данной взаимосвязи на психическом, а соответственно и физическом уровнях пронизывала всех ассирийских и вавилонских представителей той эпохи, а соответственно, придавало их уверенности дополнительную внутреннюю мотивировку.