ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Будущее образование подлежит проектированию и прогнозированию с помощью различных методов. Как правило, за основу в таком случае берутся современные тенденции развития образования и тренды будущего, которые включают в себя рассмотрение условий будущей жизни человека. С начала XXI века предпринимаются попытки расширения образовательного пространства за счет введения новых форм образования разного рода: более того, подобные попытки становятся все успешнее. Одной из таких форм являются образовательные онлайн платформы. Внедрение и развитие онлайн платформ в образовании связаны с несколькими группами проблем. Первая группа проблем связана с технической стороной обучения – это необходимость достаточной цифровой и информационной компетентности обучающихся, возможности для плагиата (многие платформы устроены так, что создают временные лакуны при выполнении тестовых заданий). Вторая группа проблем сосредоточена вокруг личности самого обучающегося и его мотивации работать в таком режиме: для прохождения он-лайн курсов уже необходимо иметь высокую мотивацию, способность к рефлексии над своими действиями, умение учиться и понимание нужности образования для себя. Более того, в учебных группах таких плафторм наблюдается разный уровень подготовки обучающихся, они могут сильно различаться по возрасту, жизненному опыту и менталитету, что создает дополнительные трудности при взаимодействии и взаимооценивании (особенно в отсутствие четких и ясных критериев оценивания). Третья группа проблем связана с организацией процесса обучения – как правило, обучение в таком случае представляет собой конструктор, построение которого – личное дело самого ученика (вносится элемент хаотичности). Отсутствие учебного плана и учебной программы, дидактических единиц, календарно-тематических планов и других рамочных документов, сопровождающих образовательный процесс – в данном случае может рассматриваться и как проблема, и как спасение. Отмечу, что за бортом образования он-лайн остаются немотивированные обучающиеся, так как их интеграция в систему он-лайн образования такого типа существенно затруднена. Следующая группа проблем сосредоточена вокруг содержания и формата занятий. Как правило, занятия не являются трудоемкими по сравнению с традиционными лекциями, семинарскими занятиями и походами в библиотеку. Другая трудность состоит в кажующейся легкости заданий он-лайн курсов, что приводит к их постоянному откладыванию и даже оставлению. Другим серьезным футурологичеким сюжетом в связи с расширением образовательного пространства и распространением по всему миру западных образовательных платформ является сопротивление массовым курсам типа Courserы и TEDа и создание локальных и региональных образовательных платформ обучения онлайн. С другой стороны, распространение массовых он-лайн платформ в образовании делает образование своеобразным инструментом межгосударственной политики: сейчас это видно на примере России и Китая. Говоря о будущем, многие эксперты в области образования делают акцент на все большем распространении гибридного образования или смешанного обучения (blended learning) – речь идет о комбинировании различных форм образования. На сегодняшний день очевидно, что массовые платформы онлайн образования прочно вошли в структуру образования и занимают в ней весомое место, конкурируя с традиционными формами получения знания. Сложно давать прогнозы на долгосрочную перспективу, однако многие специалисты, занятые в формировании форсайтов будущего образования говорят о том, что господство он-лайн платформ как альтернативы традиционному образованию, скорее всего, не случится еще ближайшие 20-30 лет. Это связано с рядом технических трудностей, отсутствием личной заинтересованности у современных студентов в получении знания такого типа и элементам сопротивления государственных и региональных структур распространению глобальных (преимущественно) западных образовательных платформ.