ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе, применяя методы дискурсивного подхода к изучению поэзии, в частности, описательного, лингвопрагматического и компонентного анализа, мы проследим специфику поэтического дейксиса как одного из способов актуализации поэтического высказывания, формирования коммуникативной ситуации, субъекта и адресата. Мы рассмотрим особые формы реализации и функционирования основных типов дейксиса в новейшей поэзии на материале поэтических текстов двух современных авторов Н. Скандиаки и Р. Дю Плесси. В их поэзии не только частотно употребляются дейктические маркеры, но и при их применении активно используются графические средства, такие как курсив, кавычки, скобки, полужирный шрифт, транслитерацию и др., что осуществляет «двойной жест» указания: автореференциальный (на собственный план выражения) и собственно координирующий (в поэтическом пространстве, времени, коммуникативной ситуации и т.д.): 1) what / speaks? “me” – / her memoirs? 2) multiples that cannot (ever) attach the points there are; 3) {na jetom meste}/{tut byil} luzhi]; 4) тАк всеми \весами/атакован. При этом графические инструменты, обладая отдельными функционально-семантическими свойствами, вступают в особые отношения с прагматическими средствами языка: дублируя их иллокутивную силу, модифицируя их семантическое значение и даже в некоторых случаях нивелируя. Наш основной тезис состоит в том, что активная разработка дейктических средств поэтического высказывания связана с влиянием Интернета как новой сферы реализации поэтического высказывания в рамках компьютерного интерфейса, транслирующего интенсивный информационный поток, что в свою очередь требует дополнительных средств активизации читательского внимания. В ходе исследования будут проанализированы различные прагмасемантические модификации, как реализуемые за счет особой авторской графики, так и обусловленные спецификой современного поэтического дискурса в целом.