ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
На геологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова геологов регионального профиля, геологов-съемщиков (ныне – магистров геологии!) готовят на двух кафедрах: кафедра региональной геологии и истории Земли (заведующий кафедрой профессор А.М. Никишин); Кафедра динамической геологии (заведующий кафедрой профессор Н.В. Короновский). В последние годы полностью переработаны и постоянно совершенствуются курсы, непосредственно связанные с технологией проведения геологической съемки и геологического доизучения масштаба 1:200 000: – "Структурная геология и геологическое картирование"; – "Четвертичная геология"; – "Геология России и сопредельных территорий"; – "Интерпретация геофизических материалов"; – "Геоинформационные технологии в геологии"; – "Правовые основы, экономика и организация геолого-разведочных работ". Издан новый учебник "Структурная геология" Модернизированы базы полевых учебных практик в Крыму (Полигон МГУ) и на Южном Урале (УНПБ на территории Ильменского государственного заповедника), а также организованы новые полевые учебные практики: "Структурная геология" и "Седиментология". Тем не менее, важнейшим элементом подготовки региональных геологов остаются производственные практики на объектах ГДП-200. Все обновленные курсы и учебные практики ориентированы не только на получение знаний по предмету, но и на отработку навыков региональных исследований и составлению комплектов геологических карт масштаба 1:200 000. При этом подавляющая часть иллюстративного материала к лекциям и практическим занятиям подобрана именно из объектов ГДП-200, которые отрабатывались сотрудниками геологического факультета МГУ. Эти курсы разработали и читают профессора и доценты, которые сами являются соавторами комплектов Госгеолкарты-200. Уральская практика целиком основана на объектах ГДП-200, отработанных различными организациями. Уральская экспедиция факультета, которая существует с 1993 г. выполняет региональные исследования (ГДП-200 и подготовка к изданию листов Госгеолкарты-200 Южного Урала). За эти годы подготовлено и защищено на НРС МПР 4 комплекта Госгеолкарты-200 (последний – совместно с ООО НТПП "ГЕОПОИСК" (г. Челябинск) в рамках общего проекта ВСЕГЕИ). В настоящее время в той же связке ведутся работы на территории листа N-40-XIX (Бакал). За 24 года в Уральской экспедиции прошли практику и написали квалификационные работы, в т.ч. диссертации, около 100 студентов и аспирантов. В 2015 году начала работы новая – Крымская экспедиция геологического факультета МГУ, которая выполняет работы по ГДП-200 листа L-36-XXIX (Симферополь) в рамках общего проекта ВСЕГЕИ. В 2016 году завершены работы по теме: "Оценка геологической изученности и подготовка геологического обоснования ГДП-200 листа L-36-XXIX (Симферопольская площадь)". За 2 года в Крымской экспедиции прошли практику и написали квалификационные работы 10 студентов. Главная проблема – низкий уровень подготовки абитуриентов, поступающих факультет. Первая причина – система ЕГЭ. Школьников учат не думать, а угадывать один правильный ответ из четырех. В результате только единицы способны освоить курс высшей школы (в разные годы от 10 до 20%). Вторая причина – безусловное падение престижности профессии геолога и, как следствие – падение конкурса (после единственного экзамена – математики – количество абитуриентов примерно равняется количеству мест на факультете). При этом большинство абитуриентов хочет попасть на кафедры, так или иначе связанные с нефтью и газом, т.е. впоследствии "сесть на трубу". В настоящее время основным критерием оценки работы научных сотрудников и преподавателей в МГУ при неувеличении бюджетного финансирования является количество заработанных денег, т.е. количество денег, заработанных по договорам и грантам. В этом смысле региональным геологам приходится нелегко. Самые толковые студенты не спешат посвятить жизнь региональным работам, поскольку они умные ребята и быстро соображают, что этот тяжелый труд, хотя и очень интересен, но плохо сочетается во-первых, с организационной нестабильностью, связанной с ежегодно меняющимися правилами игры; во-вторых, с непомерно возрастающими объемами всякого рода нормативных документов, обязательных к выполнению, но часто противоречащих друг другу; в-третьих, с низкой зарплатой. Внутренние проблемы 1. Факультет не имеет возможности посылать на совещания и конференции студентов и аспирантов, если они не работают на факультете. Даже за счет прибыли. 2. Система рейтингов МГУ не позволяет принять на работу на должность научного сотрудника молодого и перспективного человека, поскольку он должен иметь рейтинг выше среднего. А откуда он возьмется, такой рейтинг у молодого человека? Вверху говорят: "Пусть посидит в инженерах!" Тем не менее, положительные перспективы мы связываем с совместной работой с региональными предприятиями, с ВСЕГЕИ и коллегами из других ВУЗов.