ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Уровень развития транспортной системы является одним из факторов устойчивого экономического развития государства, т.к. состояние транспортной отрасли влияет на динамику объемов производства в стране, платежеспособность организаций, благосостояние населения. Показателем успешности транспортной сферы является высокий спрос на грузовые перевозки. По этой причине в статье исследуется зависимость спроса на грузоперевозки от макроэкономической конъюнктуры, где определяющими переменными выступают индекс промышленного производства (ИПП) и валовой внутренний продукт (ВВП). В работе проводится эконометрический анализ с применением трех моделей: линейной регрессионной модели, авторегрессионной модели с распределенным лагом и неограниченной векторной модели авторегрессии. Взаимосвязь исследуется на обобщенном и необобщенном уровнях, т.е. по видам транспорта. В ходе работы приводятся оценки зависимости объемов грузоперевозок и грузооборота от определяющих переменных, высчитывается долгосрочная эластичность спроса на грузоперевозки. Относительная точность прогнозирования альтернативных моделей оценивается на основе критерия МАРЕ (среднего абсолютного процента ошибки). Результаты исследования выявили качественное и количественное влияние экономической конъюнктуры в стране на конкретный тип грузоперевозок, которые могут быть применены экономическими агентами при выборе наиболее оптимального типа грузовых перевозок. Похожие исследования проводились за рубежом, в частности при анализе грузоперевозок в Дании, Индии, Великобритании; в России похожих исследований не проводилось (по крайней мере, в открытом доступе отсутствуют статьи и монографии), за исключением работы Е.Э. Колчинской о зависимости между уровнем развития транспорта в регионе и динамикой выпуска промышленной продукции в нем, что свидетельствует о научной новизне данного исследования. В перспективе проблема поиска взаимосвязи между макропоказателями экономики и спросом на грузоперевозки может быть решена с помощью применения в эконометрическом анализе других моделей (авторегрессионной модели меняющихся во времени параметров, структурной модели временного ряда, коинтеграционной векторной модели).