![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Понятие «стыда» имеет собственную историю в русской мысли. Категорию стыда рассматривал В. С. Соловьев в «Оправдании добра», называя чувство стыда основанием человеческой нравственности, доказательством сверхприродного происхождения человека. Согласно Соловьеву, человек начинает испытывать чувство стыда только в тех случаях, когда он невольно приближает себя к животному состоянию. Когда человек стыдится чего-то, то самим фактом стыда он объявляет этот предмет «дурным или недолжным» О стыдливости и бесстыдстве писал о. Павел Флоренский. Согласно о. Павлу, с помощью стыда человек может победить грех. О. Павел указывает, что существует два понимания стыда. Согласно первому пониманию, стыд - это критерий того, что должно быть скрыто, а что может быть показываемо; то есть стыд говорит только о том, что открыто на всеобщее обозрение то, что должно быть скрыто. К представителям такого взгляда Флоренский относит русского философа и публициста В. В. Розанова. Согласно другому пониманию, стыд указывает на «недолжность той или другой функции, того или другого органа» самого по себе. Представителем этой позиции Флоренский называет В. С. Соловьева, называя притом эту позицию «еретической». Но и позиция самого В. В. Розанова была не столь проста. Его оппонентом в споре был создатель «народной школы» С. А. Рачинский, и их спор о стыде был настолько серьезен, что после него переписка между двумя мыслителями прекратилась навсегда. В своих письмах Розанов отстаивал, что мистическое в человеке начинается с сексуального; писал о сакральности половой любви. Рачинский же отвергал его попытки объявить половой акт «всеобъемлющим таинством», и отвечал Розанову, что освятить этот акт может только великое целомудрие духа. Итак, в русской мысли «стыд» рассматривается как одна из важнейших антропологических характеристик.