ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Основная риторико-правовая линия «официального» иудаизма, сформировавшаяся в позднеантичную эпоху, с трудом может – да и вряд ли должна – быть отнесена к категории «обрядности», поскольку в ней сложилось нехарактерное для европейского мышления тождество идеологического и ритуального элементов культуры («ортопраксия»). Тем не менее, традиционное еврейское право, фиксирующее праксис как юридическую основу религиозности, может быть соотнесено с обрядностью как с точки зрения его фактической функции в традиционном обществе, так и с точки зрения его влияния на ход мысли еврейской «народной» культуры в дальнейшем. Такое соотнесение может оказаться полезным для формирования более гибкого и междисциплинарного подхода как к традиционной обрядности, так и к самому риторико-правовому дискурсу Талмуда. В качестве начального шага к такому подходу мы хотели бы в рамках данного доклада рассмотреть, как работает и что означает понятие «нового» и «новизны» в раввинистической мысли изнутри неё самой. Вопреки возможным ожиданиям, на уровне собственной внутренней идеологии мудрецы Талмуда придавали понятию «новизны» большое значение и строили на нём особое представление о роли права в еврейском обществе.