ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Дмитрий Александрович Донцов доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Аннотация В статье системно исследуются виды, типы, формы, факторы и социально-психологические механизмы социализации личности как комплексного феномена общественной практики и результата развития человека в обществе. Ключевые слова: общество, личность, социализация, механизмы социализации. Keywords: society, personality, socialization, socialization mechanisms. Вначале рассмотрим тезаурус (определения научных терминов) в подвергаемой комплексному и системному анализу в данной статье области. Когда мы говорим «социальное», то подразумеваем нечто относящееся к обществу, возникшее и формирующееся под влиянием происходящих в обществе процессов. Понятие «социум» трактуется как понятие «общество». Понятие «социальная действительность» практически идентично понятию «социальная среда». [1, 2, 3, 4, 5, 16, 20, 21, 23, 26, 33] «Социализация» понимается как явление и как процесс. Социализация определяется как процесс интеграции («вхождения») личности в социум. Социализация подвергается анализу как развитие личности в многоплановом процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом. Имеется ввиду нецеленаправленное («стихийное», «несфокусированное») и/или целенаправленное (в качестве социального воспитания в институтах социализации) воздействие (влияние) общества на личность. Таким образом, имеет место стихийная и целенаправленная социализация, т.е. социальное воспитание. Социализация анализируется как процесс самоизменения личности. Социализация выделяется как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. [1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 16, 18, 19, 20, 21, 23, 26, 33] Имеется понимание социализации в качестве «социального научения» в необихевиоризме. Имеет место характеристика социализации человека как результата его социального взаимодействия с другими людьми в символическом интеракционизме. Выделяется определение социализации в качестве самоактуализации человеческого «Я» в гуманистической психологии (Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс и др.). [1, 5, 20] В отечественной педагогике, психологии и социологии социализация выделяется именно как социально-педагогическое явление. Наряду с этим, социализация выделяется также как общественно-культурное явление. В данном контексте имеет место процесс социализации личности, определяются возрастные этапы социализации личности, выявляется взаимосвязь возраста и социального развития личности. Во всём рассматриваемом содержании выделяется понятие социального института. Социальным (общественным) институтом, «в широком смысле», являются, например, система народного образования, система здравоохранения, система социальной защиты населения, система вооружённых сил РФ, система МВД РФ, пенитенциарная система и другие макросоциальные системы общественных (социальных) отношений. [4, 8, 9, 10, 11, 18, 20, 21] Выделяются социальные страты (классы, слои, прослойки), – по Владимиру Александровичу Ядову. Имеют место социальная интеграция и дезинтеграция в обществе, – относительно каждой личности. Имеются просоциальная, социальная, асоциальная, антисоциальная позиции и направленности личности и/или группы лиц в социуме (по отношению к социуму). В этой связи на современном этапе развития науки понимается социальное развитие личности взрослого человека. [22, 26, 27, 28, 30, 31, 33]
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полный текст | Doklad_Dontsov.doc | 100,0 КБ | 7 марта 2017 [DADontsov] |