ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В современном мире более половины запасов пресноводных водных ресурсов поверхностного и подземного стока находятся в бассейнах, расположенных на территории двух и более стран. По оценкам специалистов, на политической карте мира 276 крупных водотока пересекают 145 стран, а приблизительно 450 подземных водоносных горизонтов и речных бассейнов имеют трансграничных характер. В условиях возрастающего дефицита пресной воды, вызванного ее загрязнением и климатическими изменениями, необходима разработка эффективных механизмов международного правового регулирования использования трансграничных водотоков, включающих как поверхностные, так и подземные источники. В работе рассмотрена эволюция подходов к международно-правовому регулированию использования, управления, охраны и защиты международных рек, озер и подземных водоносных горизонтов. Проанализированы основные международные обычаи в данной области, современные международные правовые акты и государственная практика на примере Российской Федерации. Особое внимание уделено анализу деятельности Ассоциации международного права, разработавшей первую неформальную кодификацию принципов использования трансграничных водных ресурсов в Правилах использования вод международного значения 1966 г., а также деятельности ООН, под эгидой которой были приняты две конвенции универсального характера: Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. и Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 г. В результате сравнительного анализа данных международных актов выявлены основные принципы, лежащие в основе управления совместными водными ресурсами, а также определены перспективные направления разработки международно-правовых норм, которые могут лечь в основу управления международными подземными водоносными горизонтами замкнутого характера. Изучение российского опыта по имплементации данных принципов при реализации международной деятельности позволило определить противоречия и трудности, возникающие на практике. Выявлено, что учрежденные в рамках российских международных соглашений механизмы управления трансграничными водотоками не всегда показывают свою эффективность. Особое внимание должно быть уделено проблеме международно-правового регулирования российско-китайского управления бассейном реки Амур и российско-монгольской совместной деятельности в бассейне реки Селенга. Необходимо дальнейшее совершенствование правовых основ и институциональных механизмов регулирования межгосударственных отношений с учетом наиболее эффективных механизмов управления пресноводными ресурсами. Таким инструментом являются принципы интегрированного управления трансграничными водными ресурсами, которые включают осуществление системного подхода к вопросам охраны и рационального использования водных ресурсов с учетом экологических и социальных аспектов; разработку бассейновых планов стратегического планирования хозяйственной деятельности; создание водохозяйственных организаций по гидрографическом принципу для выработки и согласованию действий по использованию и управлению водными ресурсами общего водоносного горизонта.