ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
История миссионерского движения в Индии отражена в источниках разного типа: и в официальных документах, и в письмах служителей церкви. Эти тексты содержат уникальные сведения о регионе и, в то же время, позволяют представить себе восприятие европейцами образа «другого» – антипода христианина. Примером таких источников являются материалы, связанные с именем Б. Цигенбальга, возглавлявшего в начале XVIII в. лютеранскую общину на Юге Индии. В них ясно прослеживается деление общества Транкебара на три крупные группы: христиане, мусульмане и язычники. Главным критерием в этом делении, на первый взгляд, оказывается религиозный фактор, а категоризация жителей Индостана выстраивается по типичному для ранних форм мышления биполярному принципу: «мы» (европейцы, носители истинного знания и подлинной культуры) и «они» (невежественные язычники, варвары). При более внимательном чтении ситуация кажется более сложной. Критическое отношение Цигенбальга к местных христианам-европейцам создает отчетливый эффект некоторой отстраненности служителей миссии и их паствы от Christen. Пастор вводит понятия «новых христиан» и «христиан старых». Новые – это те, что вступают в общину из числа язычников. Под старыми же христианами, ожидаемо, подразумеваются христиане-европейцы, проживающие в Транкебаре и окрестностях. Это разделение конструирует в картине мира лютеранского пастора некую новую общность, в которую входит и он сам, и его сподвижники. Оппозиция категорий «мы» и «они» в его текстах не предполагает противопоставления «белого человека» индийцам, а местоимение «мы» относится к некоему сообществу «новых христиан», пополнявшемуся за счет крещеных местных и немногих прошедших строгий отбор выходцев из Европы. Духовное обновление, на необходимости которого так настаивали пиетисты, к числу которых относился и сам Цигенбальг, должно было свершиться именно руками этих «новых христиан».