![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Анализ иконографических циклов сохранившихся или реконструируемых памятников рейнско-маасского региона позволяет сделать ряд предположений о закономерностях в выборе сюжетов в зависимости от типа памятника, распространенности сюжетов и частоты их упоминания в типологическом ключе в текстовых источниках. Так, среди ветхозаветных композиций-прообразов можно выделить универсальные (часто встречающиеся вне зависимости от типа объекта, например, сюжет о Медном Змие), встречающиеся преимущественно в конкретных группах памятников (Благословение Иаковом Ефрема и Манассии, Дары Мелхиседека) и единичные (Опьянение Ноя, Разрушение Самсоном храма филистимлян). Рассматриваемый сюжет о нанесении знака «Тау» на дома иудеев можно отнести ко второму типу сюжетов. В ряде памятников он выступает прообразом Распятия, важно отметить, что смысловой акцент этого параллелизма – отсылка к образу креста. По этой причине сюжет появляется в целом ряде маасских крестов третьей четверти XII в. (важно отметить, что их иконографические программы не идентичны), но не встречается в известных на данный момент переносных алтарях этого периода. Анализ группы сохранившихся и реконструируемых маасских крестов XII в. позволяет очертить семантическую и композиционную роль сюжета в иконографических программах, основанных на типологическом параллелизме.