ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Интерес к эсхатологии и апокалиптике всякий раз обостряется в эпоху перемен, нестроений и общественной неопределённости. Поэтому закономерно, что в период реструктурирования церковного быта на постсоветском пространстве поднимается очередная волна эсхатологических ожиданий, выражающаяся, в том числе, в увеличении обращений к книге Откровения. При этом богослужебное употребление этой книги настолько мало, что часто можно встретить мнение, будто в литургической практике Апокалипсис не используется вовсе. Однако это неверно. Текст и отсылки к нему постоянно присутствуют в гимнографии в форме непрямого цитирования или заимствования образов («небесный Иерусалим», «песнь Моисея» из Откр 15 и т.п.). В качестве отдельных чтений эта книга вовлекалась в богослужение, по-видимому, уже доникейский период . Кроме этого, нередко образы Апокалипсиса используются в иконографии и храмовой живописи. Отдельным опытом обращения к книге Откровения в богослужебной жизни православной церкви можно назвать последование постового «Великого чтения». Фактически, это единственное место храмового богослужения, где Апокалипсис мог читаться «легально» . Широко востребованная (особенно в субцерковных сообществах и общинах гностического типа) практика частного чтения этой книги иногда прорывается и в храмовое пространство. Так, главы из Апокалипсиса могут включаться в келейное правило наряду с ежедневным евангельским чтением; в тех случаях, когда келейное правило исполняется общиной в храмовом пространстве совместно, такие чтения формально приближаются к богослужебным. В последние годы в качестве регулярных практик можно назвать традицию ежегодного соборного чтения Откровения в Санкт-Петербурге, начатую в 2010 году . Пример ещё одной новой практики – ночные чтения Апокалипсиса в Свято-Троицком Даниловом монастыре города Переславля-Залесского, начавшиеся летом 2021 года . Троицкий собор монастыря, в котором проходят чтения, основан в 1530 г и является древнейшей монастырской постройкой. Роспись западной стены храма, выполненная под руководством известного мастера Гурия Никитина и завершённая к 1668 году, посвящена апокалиптическим сценам. Считается, что прототипом стенной росписи послужила известная своими гравюрами Библия Пискатора. Ночные чтения Откровения представляют собой попытку решения сразу нескольких задач культурного и богослужебного уровня: привлечение внимания к художественному наследию обители (рассматривание редких иконографических сюжетов в темноте с фонариком); поиск новых форм богослужебного общения (чтение и пение осуществляется согласно специально составленному последованию, на русском языке, с привлечением лиц обоего пола); восполнение недостающего в богослужебных циклах чтения последней книги новозаветного корпуса; привлечение новых молитвенных практик (чтение примыкает к совместной молитве или богослужению). Вместе с тем, нельзя не заметить, что описанная практика по ряду признаков сближается с существовавшими прежде и иногда реконструируемыми в наше время церковными «действами» - полутеатральными постановками, такими как «Пещное действо» или вертепостроение. Доклад будет посвящен описанию последования, практики, целей и ожидаемых результатов упомянутого действа и сопровождён демонстрацией фресок.