ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Представление о Мировой воле Шопенгауэра повлияло на создание концепции «творимой легенды» Ф. Сологубом. Мировая воля определяется как детерминированность мирового порядка, порождающая жестокое, неумолимое бытие. Она уничтожает в мире гармонию, вселяет в человека страх смерти. Особенно часто тема неудовлетворенности существующим злым миром, наполненным тоской, звучит в ранней лирике Ф. Сологуба. Согласно Шопенгауэру, защитить от Воли может творчество. К этому методу и прибегает Ф. Сологуб. Создание собственных «сказочных» миров, например, земли Ойле и звезды Маир, помогает лирическому герою преодолеть (но только в мыслях) метафизическую силу. Тема мечты проходит лейтмотивом через всю вторую книгу стихотворений Ф. Сологуба (например, стихотворение «Не хочет мне судьба дарить…», в котором лирический герой рисует себе образ возлюбленной). Вероятно, от Шопенгауэра с его пессимистичной теорией, а не от Ницше, перешла в лирику Ф. Сологуба и идея вечного возвращения («Мне страшный сон приснился…»). Страх О.Э. Мандельштама перед иррациональными силами также основывается на философии Шопенгауэра, представлении о неумолимой Воле и творчестве как способе сбежать от предопределенности судьбы. Однако Мировая воля для Ф. Сологуба находится непосредственно в бытии; для О.Э. Мандельштама же иррациональные силы находятся за пределами бытия – в небытии-пустоте. О.Э. Мандельштам также создает собственный мир с «искусственными небесами», нарисованными облаками («Истончается тонкий тлен…»). То же – в стихотворении «На бледно-голубой эмали…»: элементы пейзажа сравниваются с узором на фарфоровой тарелке, выведенным художником-поэтом. Из философии Бергсона О.Э. Мандельштам перенимает идею наложения «узора» на пустоту как способ создания бытия. Как и О.Э. Мандельштамом, процесс создания новой земли и нового неба описывается Ф. Сологубом. Только смерть, то есть Мировая воля, может ему помешать («Настало время чудесам…»). Объединяет героев О.Э. Мандельштама и Ф. Сологуба невозможность воплощения «творимой легенды» в действительность. Так, творчеством Ф. Сологуба и О.Э. Мандельштама опровергается концепция творчества как действующей силы, спасающей от рока.