ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
100 ЗАДАЧ КАК НЕОБХОДИМЫЙ БАЗИС УЧЁНОГО. В свое время В.И. Арнольд, размышляя над проблемами математического образования, предложил , как критерий математической образованности, собрание из 100 задач, которые должен уметь решать выпускник вуза, прошедший обучение математической специальности. Какое-то внутреннее совершенство числа 100, его достаточно большая величина, вызывают уважительное отношение к базису именно из такого количества задач, способного включить в себя, по мнению В.И. Арнольда, всю полноту математики (!) для приступающего к научной работе студента-физика. Владимир Игоревич употребляет для этих задач эпитет «эталонные». Собранные ВИ задачи по своей тематике относятся к математическому анализу, дифференциальным уравнениям, аналитической геометрии, теории функций комплексного переменного, дифференциальной геометрии, топологии, уравнениям в частных производных, алгебре, теории вероятностей; формулировки условий задач были даны очень кратко, при том в некоторые из них без объяснения были включены специальные термины (числа Бетти, индекс точки, конформное отображение и т.п.) Решения задач автором не были приведены, что оставило известный произвол в том, что же считать решением, на каком уровне в процессе его получения –общая формула, метод решения, доведение до числа –можно (или следует) остановиться. Кстати, в основном тексте статьи Арнольда была приведена одна проверочная задача, её условие таково: вычислить с 10% точностью среднее значение от сотой степени синуса потратив на вычисление не более 5 минут. Помимо собрания задач статья Арнольда содержит еще достаточное количество довольно эмоциональных и острых высказываний, согласие с которыми у меня, употребим здесь услышанное от В.М. Тихомирова высказывание (и тоже про В.И. Арнольда), «не является 100%». А интересно вот что. Можно ли собрать такое же количество «эталонных» задач в других науках? Достижимо ли что-то подобное, например, в механике жидкости и газа? Возможно ли вместить существо гидро- газодинамики (имеется в виду классический вариант без ЭМГД, без физико-химической кинетики и т.д.) в число 100?