ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе представлены образцы традиционной тибетской живописи из коллекции семьи Рерихов в собрании Государственного музея Востока, которые относятся к культу почитания бодхисаттвы мудрости Манджушри. Буддийская иконография входила в обширный круг эстетических и научных интересов Ю.Н. Рериха. В европейском востоковедении Юрий Николаевич Рерих является одним из первых исследователей буддийских изобразительных традиций и автором первой монографии о традиционной тибетской живописи танка (также: тханка, танкха, тангка, тхангка). В коллекции танок, собранных Ю.Н. Рерихом и членами его семьи, находятся не только типичные произведения, но и раритетные образцы, которые относятся к малораспространенным стилям и иллюстрируют редко встречающиеся образы. В тибетском буддизме существует традиция почитания земных воплощений бодхисаттв и принадлежность к культу Манджушри отражена в живописи. Земными воплощениями бодхисаттв провозглашали правителей и их жен, а также наиболее выдающихся подвижников Учения, которые внесли значительный вклад в распространение и развитие буддийских традиций. Буддийская иконография представляет собой сложную систему, состоящую из многочисленных деталей. Живопись танок можно сопоставить с зашифрованным посланием. И когда мы обращаемся к иконографии земных воплощений Будд и бодхисаттв, то этот шифр не только позволяет идентифицировать имя центрального персонажа, но также повествует о биографических сведениях и о специфике проделанного им духовного пути. На примере произведений из коллекции семьи Рерихов рассмотрена логика буддийской иконографии, которая позволяет посредством образов и символов донести до зрителя информацию о том или ином подвижнике Учения. Таким образом, можно говорить о том, что танка – это не только живописное произведение, в котором запечатлен сакральный образ. Помимо религиозного и эстетического назначения, функционал танки, расширяется до просветительской роли. Живопись танок отличается высоким уровнем нарративности. Однако, для того, чтобы воспринимать это искусство в полной мере, зритель должен обладать определенным объёмом знаний. Поэтому образовательную функцию танок трудно переоценить.