ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Территория между современными Анапой и Новороссийском, в античное время Горгиппия и Бата-гавань, в специальной литературе получила название полуострова Абрау. Данные письменных источников об истории этого региона крайне ограничены. Тем не менее, благодаря многолетним комплексным исследованиям получен большой материал, позволяющий воссоздать не только связную картину этнополитической истории этого региона, но и, благодаря специфике археологического источника, эволюцию антропогенного ландшафта этого региона на довольно значительном хронологическом промежутке: начиная с античного времени, когда полуостров Абрау являлся составной частью Боспорского государства до нового времени. Эти материалы послужили основой для построения многоуровневой (эпоха эллинизма (IV – II в. до н.э.), раннеримское время (I в. до н.э. – I в. н.э.), новое время (XVII – XVIII вв.) виртуальной модели антропогенного ландшафта одного из регионов северного Причерноморья. Опыт реализации проектов виртуальных реконструкций исторических объектов за рубежом значителен: Рим IV в. н.э. проект «Rome Reborn» (http://www.romereborn.virginia.edu), Пирамиды Хуфу проект «Khufu Reborn» (www.3ds.com/introduction), Персеполис VI в. до н.э. (http://www.persepolis3d.com/frameset.html), Троя I – IX слои (http://www.cerhas.uc.edu/troy/), Пьетра II в. до н.э. (http://brown.edu/Departments/Joukowsky_Institute/Petra/excavations/technology.html), Иерусалим I в. н.э. проект «The Jerusalem archaeological park» (http://www.archpark.org.il/virtual.shtml), Константинополь 1200 г. проект «Byzantium 1200» (http://www.arkeo3d.com/byzantium1200/index.html), Киото XVII в. (http://www.geo.lt.ritsumei.ac.jp/webgis/ritscoe.html) и др. Существенно меньше разработано российскими исследователями, в особенности виртуальных интерактивных онлайн реконструкций. Среди них реконструкции Стасовского склепа 1872 г., деревянной крепости Тамбов XVII в., провинциального г. Тамбова конца XVIII – начала XIX вв., церквей Енисейска середины XIX в. Троицкой и Успенской церквей, Богоявленского собора, Спасского мужского монастыря, а также проект по реконструкции московского женского монастыря Всех скорбящих радости начала XX в. Наиболее значительны и многообразны эти данные по античной эпохе – периоду нахождения этого региона в составе Боспорского государства. Основным объектом реконструкции является история Раевского городища, расположенного в окрестностях г. Новороссийска. Географическое положение, выявленные здесь сооружения и комплексы свидетельствуют о его значении, как административного центра, осуществлявшего контроль над материковой частью полуострова. Городище, занимающее площадь около 15 га, исследуется с конца XIX в. Выявлено два пояса оборонительных сооружений с цитаделью раннеримской эпохи, обширный участок эллинистической застройки с перистильным двориком, остатки бастионов крепости турецкого времени. Основой станет выполненная в 2012 году при помощи лазерного тахеометра геодезическая съемка городища и 3D модель современной поверхности памятника. В раннеримское время административный центр на Раевском городище контролировал обширную сеть блок-постов – укрепленных усадеб, в которых дислоцировались небольшие подразделения регулярной армии Боспорского государства. Накопленный объем данных позволяет произвести детальную пространственную реконструкцию эволюции фортификационной системы этого центра и других монументальных сооружений. Эта реконструкция будет производиться с помощью современных средств трехмерного моделирования и программ фотограмметрии, ее главным результатом станет создание виртуальной 4D интерактивной реконструкции в среде Unity3D и ряде других смежных сред и разработка информационной системы научной верификации виртуальной реконструкции. Посредством созданной информационной системы верификации пользователь получит доступ через Интернет к созданной интерактивной реконструкции, модулям анализа источниковой базы, положенной в основу построения трёхмерной модели, к базе данных, содержащей сведения о выявленных археологических находках с их описанием, и к модулю анализа трёхмерной модели (на базе технологий Adobe Acrobat X). Посредством создания интерактивности в виртуальном пространстве с помощью технологий 3D engines (на базе программы Unity3D) через Интернет пользователь сможет иметь возможность не только произвольного перемещения в пространстве, но и работы на объекте, благодаря встроенному инструментарию. Речь идёт о программных компонентах анализа трёхмерной окружающей среды, позволяющих при выборе конкретного археологического артефакта делать замеры его трёхмерной модели, срезы конкретной детали, анализ материала и другие операции при работе с артефактом. Наличие по аналогии с ГИС технологией привязанного материала к конкретной трёхмерной расширяет возможности анализа трёхмерной модели и позволяет исследователю находить те или иные ошибки допущенные авторами реконструкции. Тем самым реконструкция получает не презентационный характер, как статичная картинка или видео, а становится инструментом для исследователей, имеющих доступ в Интернет, по изучению рассматриваемого нами памятника. На базе технологий html авторами исследования выдвигается новая концепция построения электронного инструментария работы археолога с археологическими артефактами в виртуальном пространстве. Полученные материалы будут сведены в один программный пакет и размещены на сайте ABRAU ANTIQUA (abrau-ant.ru).