ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе прослеживается история одной из самых известных и влиятельных фотографий XX века, снятой в ходе Вьетнамской войны американским репортером Э. Адамсом и получившей название «Казнь в Сайгоне». В этом снимке, как в капле воды, можно увидеть весь океан противоречий, которые пронизывали американское общество конца 1960-х. Сначала в угаре антикоммунистических настроений публика поддерживала военную операцию во Вьетнаме, но по мере нарастания ужасов войны и тысяч похоронок, изменила своё отношение к целям и перспективам вооруженного столкновения в Юго-Восточной Азии. Фоторепортаж Э. Адамса о расстреле связанного человека в гражданской одежде оказался на гребне этого перелома общественных умонастроений. Хотя автор снимка – сам бывший морской пехотинец – был целиком и полностью на стороне начальника полиции, казнившего партизана, пойманного на месте преступления, американская и мировая общественность восприняла эту фотографию противоположно: как акт бессудной и ничем не оправданной расправы над беззащитным человеком. Среди многих других фотодокументов этот снимок стал доказательной базой общественного обвинения преступлений войны. Анализ репортерского кейса Э. Адамса проведен по пяти параметрам: исторический контекст события, ситуация репортерской съемки, профессиональная оценка работы, общественная реакция на публикацию и авторская рефлексия на снимок. Теоретической основой анализа стала концепция фрейминга, по которой любая рамка восприятия действительности несет в себе не только отпечаток субъективной рецепции, но элемент манипулятивного потенциала. Статья может быть интересна не только исследователям военной журналистики, но и тем, кто изучает психологию воздействия медиатекста на массовое сознание.