![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Актуальность. Жизнь современного общества и человека характеризуется динамичностью, чрезвычайной мобильностью, кризисностью, происходит в условиях поликультуральности, разнообразия и несовпадения поведенческих норм, культурных образцов, социокультурных практик, проникновении новых информационных процессов и виртуальных технологий в обыденную реальность. События современности обостряют необходимость изучения человека в многообразии способов существования. Возрастает потребность в подходах, которые изучают, объясняют и выстраивают психологическую работу с живым, конкретным, телесным человеком в его жизни. Это определяет актуальность разработки культурно-деятельностной методологии психологической помощи, философских и антропологических оснований практики с учетом специфики психологии людей в экстремальных, кризисных жизненных ситуациях. В деятельностно-смысловом подходе (Магомед-Эминов М.Ш.) проблематизируется современное понимание и объяснение конкретного человека в его бытии, утверждается связь между принятием экстремальной ситуации пандемии и работой личности над собой. Данная работа направлена на изучение людей, решающих смысловые задачи в ситуации пандемии COVID-19. В противовес традиционным в психологии теориям травмы и адаптации, мы интерпретируем пандемию COVID-19 как экстремальную ситуацию (Магомед-Эминов М.Ш.), конкретизируя реакции людей на основе триады "страдание – устойчивость – рост". Методика исследования. Адаптированные на российской выборке (Magomed-Eminov et al.) шкалы: страха COVID-19 (Ahorsu et al.), Индекс перитравматического дистресса Covid-19 (CPDI (Qiu et al.), самоэффективности копинга (Сhesney et al.); тест воздействия стрессовых событий, опросник посттравматического роста личности (Tadeshi & Calhoun); контент-анализ неоконченных предложений. Письменные рассказы российских респондентов были собраны в ходе онлайн–опроса во время пандемии в марта–октября 2021 года, Респондентов попросили сообщить свой пол, возраст и были ли они больны или нет. В исследовании приняли участие 434 (женщины -81%, мужчины -19%), средний возраст - 23,5. Большинство респондентов были студентами старших курсов университета. Результаты. Обнаружены достоверные связи (p <.01) между выраженностью перитравматического дистресса COVID-19 и показателями страха COVID-19 с травматическими тенденциями переживания стрессового события, между показателями страха COVID-19 и показателем посттравматического роста (p <,001). Самоэффективность копинга отрицательно связана с травматическими тенденциями переживания стрессового события (p<.02) и положительно с посттравматическим ростом личности (p <.001). Показатели перитравматического дистресса у переболевших COVID-19 выше, чем у неболевших (р=0,02). Болезнь COVID-19 предъявляет к человеку требования, несопоставимые с обычными переживаниями, поэтому человеку приходится обращаться к внутренним ресурсам – вести "внутреннюю работу" с самим собой и поддерживать, заботиться о других, что помогает сохранять равновесие в бедственном положении, восстанавливать нарушенный образ жизни, эффективно адаптироваться, и развиваться. Жизненные катастрофы вызывают не только негативные реакции, но и позитивные трансформации, которые определяются “использованием” человеком страдания, негатива как источника роста, развития и мужества. Рост подразумевает внутренние изменения – трансформацию личности: новые возможности, отношение к другим, личностный рост, духовные изменения и ценность жизни. Смысловая трансформация личности осуществляется в смысловой работе, в которой смыслы бытия, смыслы жизни рассматриваются в связи со смыслом небытия, смыслом смерти. Ключевые слова. пандемия COVID-19, экстремальность, повседневный и неповседневный модусы бытия, смысловая работа личности, копинг, адаптации, перитравматический дистресс, посттравматический рост личности