ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе предлагается обсуждение возможностей использования архитектурных строений для изучения процесса религиозной самоидентификации. Автор исходит из противопоставления герменевтического и функционального религиоведческих подходов к изучению архитектурных объектов. В рамках герменевтического подхода, который представлен в герменевтике сакральной архитектуры, иеротопике и теменологии, процесс религиозной самоидентификации может быть рассмотрен как самоотождествление человека с архитектурным строением, которое на уровне мышления и воображения сопряжено (т.е. имеет ряд образных, понятийных и смысловых связей, ассоциаций, наложений, смешений и параллелей) с некоторым религиозным сообществом. По мнению автора, такое отождествление является частью понимания верующими людьми самих себя, а его исследование может быть проведено в четырех измерениях, соответствующих традиционным аспектам религиозной антропологии (по К.И. Никонову): 1. В протологическом измерении, в котором архитектурное сооружение сопряжено с представлениями об истории религиозного сообщества; 2. В психосоматическом измерении, в котором архитектурное сооружение сопряжено со свойствами, структурой и составом религиозного сообщества; 3. В аксиологическом измерении, в котором сооружение сопряжено с представлениями о ценностях религиозного сообщества; 4. В эсхатологическом измерении, в котором сооружение сопряжено с представлениями о будущем религиозного сообщества. С позиции функционального подхода, архитектура не участвует непосредственно, но выступает как причина или фактор процесса религиозной самоидентификации, т.е. создает условия, в которых такая самоидентификация необходима как проявление тех или иных функций религии. Архитектурное сооружение здесь может быть рассмотрено как среда, воздействующая на организм человека на соматическом или когнитивном уровне, или же как независимый социальный актор (в смысле акторно-сетевой теории Б. Латура).