ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе на материале готической прозы А.Бирса рассматривается вопрос о воздействии опыта и идеологии фронтира на домашнюю, семейную жизнь американцев «позолоченного века». Тезисы: 1 Отношение к земле и к дому в американской культуре долгое время было амбивалентным. С одной стороны, пионер надеется обрести в Новом Свете новую Родину, с другой стороны, его не связывает с окружающим его пространством ни земледельческая предыстория, ни прах отцов, ни религиозная традиция. Дом призван быть форпостом цивилизации, символом подчинения враждебной целины. Однако в ранней американской «готике», начиная от Ч.Б.Брауна, подчеркивается нестабильность и проницаемость дома, его уязвимость перед лицом враждебных стихий (в рассказах Бирса незапертые двери и открытые окна играют фатальную роль). Фермерскому хутору и старательской времянке непрестанно грозит деволюция. Стоит новоявленному культурному герою прервать цивилизаторскую работу, ослабить строительное или земледельческое рвение, - и бунтующая природа возвращает все вспять. 2 Наступательная логика фронтира противится остановке - и эволюционной, и пространственной, поэтому дом (а также его природные и рукотворные подобия - овраг, пещера, окоп) в рассказах Бирса может быть отождествлен с тупиком, смертоносной ловушкой, могилой - здесь герои По и Бирса, обездвиженные, остановленные на бегу, в буквальном смысле слова задыхаются.В целом годы борьбы и кочевья отлучают колонистов (и солдат) от дома и семейного очага. Возвращаясь к мирной жизни, герои Бирса по инерции привносят в нее конфликтное и дихотомичное мышление захватчика (что провоцирует вспышки насилия и, в предельном случае, внутрисемейные убийства). 3. Помимо этого, походная жизнь пионера и солдата, полная угроз, ускоряет ток времени: за продвижение в пространстве он платит молодостью. Все молодые завоеватели у Бирса отмечены печатью преждевременной старости. Его герои уходят из семьи слишком рано - и возвращаются слишком поздно: они успевают состариться на фронтире и сохраняют инфантильное, идеализированное представление о доме, не созрев для прочного брака, отцовства, домостроительства. По мысли Бирса, пионеру или военному, которому посчастливилось вернуться в родные пенаты, уготована роль призрака, непогребенного мертвеца: для окружающих он - живой анахронизм, его не узнают, не слышат и не понимают.