ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В настоящее время предметом широких дискуссий являются темы соотношения европейских и отечественных ценностей, революции и реформы как путей назревших социальных изменений, традиции и новаторства в образовании и духовной сфере в целом – вопросы, задающие вектор развития нашего общества в XXI веке. Решая современные проблемы государства и права, важно учитывать оценки отечественных юристов, философов, историков права, верно определивших суть европейского мира и русской духовности. Так, актуально звучат слова Н.М. Карамзина, высказанные им более трехсот лет назад о необходимости возвращения к народным началам в русском языке и жизни в целом: «У нас всякий… без всякой нужды коверкает русский язык, чтобы с русским не говорить по-русски; а в нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?» . В другом месте он замечал: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкой, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу?..» . Согласно его оценкам, сущность европейского сознания есть «коммерция», а «дух торговли» уничтожает достоинство личности, вносит вражду в отношения между государствами. Настоящий патриот «спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках. Хорошо и должно учиться: но горе народу, который будет всегдашним учеником». Эта позиция во многом созвучна реалиям нашего времени. Н.М. Карамзин прав, утверждая, что русскому человеку надо «научиться уважать себя» – кто самого себя не уважает, того, без сомнения, другие также уважать не будут. Суждения русского историка перекликаются с идеями И. Канта о человеческом достоинстве, автономии воли, самодостаточности личности с той поправкой немецкого философа, что для того этого необходимо самому вести себя достойным образом. О высоком правовом сознании и активной жизненной позиции писал и Р. Иеринг, призывая каждого бороться за свои права – только таким образом будет обеспечен правовой порядок в обществе. Законность и стабильность – базовые ценности, с которыми связано благополучие всех членов общества в 21 веке. Пути его достижения могут быть различны, однако в любом случае государственной власти следует сообразовывать законодательные нововведения с укладом жизни народа, его способности принять властные предписания. В ином случае желания государственной власти по социальному переустройству не будут эффективны. Рефреном охранительной идеологии звучит мысль – законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств, правитель может действовать «только примером, а не указом». Конечно, во всех заимствованиях и нововведениях должна быть разумность и мера. При этом одной «совести монарха», нравственного чувства властных лиц и ориентации на «святыни предков» для развития общества в современных условиях недостаточно – необходимы новые законы. Поэтому идеалы Н.М. Карамзина необходимо дополнить идеями западников, в частности, Б.Н. Чичерина. По мысли русского историка права и государствоведа, охранительный либерализм способен гармонично сочетать в себе свободу и политическую власть. Он подчеркивал, что настоящая задача заключается не в стремлении к новому, не в перемене людей и учреждений, а в работе над собой, в спокойной работе мысли и серьезной практической деятельности. Социальные проблемы могут решаться либо твердой рукой власти, либо самим обществом путем деятельного осознания необходимости перемен и создания независимых сил, способных к изменениям. Второй путь несравненно лучше, поскольку насилие внешней силы (правителя) производит общественное раздражение или равнодушие , что может привести к гибели самого государства. Для общественной устойчивости и стабильности правопорядка необходимо реализовать на практике принцип меры: свобода и власть должны уравновешивать друг друга. Однако в периоды нестабильности требовать от общества сознательного внутреннего единения почти невозможно – старое рушится, а новое еще не успело окрепнуть. В целом можно заметить, что при любых политических условиях относительные ценности – наука, свобода, справедливость, равенство, право, государство – зависят от менталитета конкретного народа, от его духа и способности к самовыражению.