ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В материалистической философии принимается постулат – мир есть движущаяся материя – континуум взаимодействий структурных единиц материи всех уровней организации. Материя тем самым определяется как субстанция – causa sui.Эта отправная аксиома служит логическим основанием для объяснения всех изучаемых человеком явлений, т.е. равно применима к изучению процессов и природных, и социально-исторических.Тем самым наличие сознания (мышления) в деятельности человека ничего не меняет в общей логике объяснения как природных, так и социальных трансформаций – сознание ни в коем случае не может расцениваться как действующий субъект. Качеством «быть субъектом» обладают только люди, наделенные способностью мыслить. Но именно поэтому производимые людьми изменения в мире – природном и социальном – следует понимать как результат предметно-практического воздействия, всегда направляемого мышлением, но не никогда не производимого им самостоятельно.Актуально это утверждение еще и потому, что тезис о "зависимости социальных практик от сознания" используется сторонниками всех разновидностей переживающего новый подъем «конструктивизма» - как в плане гносеологии (мир есть то, что мы о нем знаем, как представляем его себе), так и в области социальной философии, когда сознание, взятое всякий раз в особой культурно-исторической форме, по сути понимается именно как самостоятельно действующий субъект.Эти ключевые положения исторического материализма всецело применимы к изучению динамики необходимых общественных связей и отношениях – они материальны, хотя в них «нет ни грана вещества». Т.о. о «зависимости» от сознания можно корректно говорить лишь в функциональном плане – понимая сознание как «механизм» разработки идеальных информационных программ практической деятельности.