![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Доклад посвящён междисциплинарному психолингвистическому подходу к преподаванию иностранных языков. Современный этап развития науки можно охарактеризовать применением междисциплинарного подхода к изучению самого разнообразного спектра процессов и явлений в различных областях знаний. Однако мы не имеем права считать данный способ научного познания заслугой исключительно нашего времени. Если придерживаться теории спиралевидного развития, выдвинутой ещё древнегреческим историком и писателем Ксенофонтом, а впоследствии поддержанной многими мыслителями, суть которой заключается в том, что исторический процесс движется по спирали, истоки междисциплинарного подхода следует искать в натурфилософии. Именно натурфилософия в античные времена стремилась постичь целостность окружающего мира, осмыслить природу как общее понятие, задающее принципиальную схему объяснения отдельных феноменов. С течением времени единый научный массив, коим была натурфилософия, раскололся. Чтобы понять, как именно, достаточно взглянуть на само слово «натурфилософия». Из его первой, а именно «натуральной» части появились биология, физика, химия и прочие естественные науки, а философия стала колыбелью для гуманитарных дисциплин, таких как психология, лингвистика, культурология, социология, политология и другие. Что касается современного этапа развития науки, происходит постепенное размывание границ отдельных дисциплин. Стирается даже грань между физико-математическими и гуманитарными науками, появляется шанс прекратить вечный спор физиков и лириков. И здесь хочется процитировать выдающегося учёного, директора Курчатовского института М.В. Ковальчука: «Мы являемся свидетелями великого слияния наук». Говоря о психолингвистике, необходимо упомянуть, что сам термин состоит из двух частей: психо – общая часть со словом психология (psyche по-гречески душа) и лингвистика (слово образовано от латинского lingua – язык). Таким образом, исходя только из этимологии, мы можем постулировать, что психолингвистика – это современное научное направление, возникшее на стыке психологии и лингвистики, что уже свидетельствует о его междисциплинарности. А.А. Леонтьев в своём труде «Основы психолингвистики», говорит о «разделении труда между лингвистом и психологом в исследовании речевой деятельности». При этом предметом изучения лингвиста является то, что усваивается. А психолога и, в частности, психолингвиста интересует, как именно говорящие образуют и понимают предложения, какие процессы происходят в человеческом сознании при восприятии, усвоении и воспроизведении определённой лингвистической модели.