![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Социальность – аналитическая категория, широко используемая сегодня в науках о человеке, - ориентирует на изучение не только «общества» как объективной системы, объемлющей и детерминирующей отношения между людьми, но и самой склонности, способности субъекта к установлению отношений, ассоциаций, контактов. Социальность подразумевает формирование как непосредственных, так и сложно опосредованных, виртуальных связей, вовлеченность индивида в динамичную, непрестанно прирастающую и перестраивающуюся «сеть». Литература предъявляет нам социально-коммуникативный опыт в процессе его рефлексивной разработки посредством художественно-речевых форм, при этом метафора, по выражению Э. Лакло и Ш. Муфф, дает привилегированный доступ в «то первичное поле, в котором конституируется социальное» (Laclau, Mouffe 1985: 110). Анализ «метафорического поля» (N. Babuts) произведения открывает возможность осмыслить эстетический опыт в продуктивной взаимосвязи с социальным. В этом аспекте нас интересует творчество литературных современников, которое в сравнительной плоскости пока не исследовалось. Рассказ Германа Мелвилла «Рай для холостяков и ад для девиц» (1855) и повесть Льва Толстого «Хозяин и работник» (1895) рассматриваются как «этюды» о социальности. В обоих тепло (совместности) и холод (отчуждения) выступают как «воплощенные», чувственно переживаемые аналоги индивидуальной жизнедеятельности и пассивно-жертвенной подверженности судьбе. Перемещение в пространстве – из домашнего/компанейского тепла в стужу одиночества и отчуждения - сопровождается испытанием социального чувства, и разрешается испытание по-разному. Решение Мелвилла воплощается в образе индивида-«островитянина», «isolato», призванного хранить «свое тепло среди льдов» («Моби Дик, главы LXVIII «Попона»), ответственного за поддержание внутреннего баланса. Решение Толстого реализуется в моралистическом воззвании к недостижимому идеалу взаимного служения и взаимного же покровительства.